За последние годы современное российское искусство заявило о себе как о явлении, с которым нужно считаться. Факты − а это, как известно, самые упрямые в мире вещи − говорят о том, что выставки и перформансы наших современников бьют все рекорды популярности.
Такое положение вещей создало предпосылки для появления на сцене российского арт-мира награды высокого международного стандарта – Премии Кандинского.
А началось все в 2007 году. Именно тогда российским бизнесменом, президентом международного культурного фонда Breus Foundation Шалвой Бреусом, который сейчас работает над созданием в кинотеатре «Ударник» частного музея современного искусства, была учреждена эта национальная премия. Она представляет новые открытия и интересных художников широкой общественности и профессиональной аудитории, развивает тренды и намечает тенденции художественных течений.
Оригинальность премии — возможность самостоятельной подачи заявки на участие для художника. А это, согласитесь, очень вдохновляет. В составе международного жюри и экспертного совета — самые авторитетные представители «художественного мира». Премия Кандинского задумана как непрекращающийся процесс продвижения искусства. Организаторы видят свою задачу в закреплении позиций и повышении авторитета современного искусства России на общемировой сцене.
Общий призовой фонд составляет пятьдесят тысяч евро, что ставит премию Кандинского на одну ступень с самыми известными в мире премиями в сфере актуального искусства, такими как британская Премия Тернера или французская Премия Марселя Дюшана.
В премии есть три номинации:
- «Проект года», приз — 1 800 000 рублей;
- «Молодой художник. Проект года» (для художников до 35 лет), приз — 450 000 рублей;
- «Научная работа. История и теория современного искусства», приз — публикация в рамках издательской программы BREUS Publishing на русском или английском языке.
Создатели премии почтили старую добрую традицию давать имена национальным премиям в честь легендарных мастеров. По словам самих организаторов, устраивать полемику, кто в России самый выдающийся художник, в их намерения не входило. Кандинского выбрали, ибо он заложил фундамент культурному обмену в мире искусства, а кроме того, Василий Васильевич считается изобретателем абстракционизма.
Церемонии вручения Премии Кандинского запоминаются яркими перформансами и лекциями знаменитых теоретиков искусства. На них устраивал целое представление маститый режиссер Роберт Уилсон, целовались ожившие полицейские, пели Леонид Федоров, Петр Мамонов и Илья Лагутенко, а Марина Абрамович стояла с белым флагом и застывшим лицом под торжественную музыку.
В начале своего существования премия явно тяготела к гламуру. Ну и, наверное, учредители планировали обеспечить мероприятие духом бунта, учитывая скандалы в первые годы его проведения. Сегодня помпезные церемонии награждения остались в прошлом: только самое необходимое, и ничего, кроме самого необходимого. Например, церемония 2015 года едва насчитала по длительности двадцать минут.
В прошедшем году по современным критериям прекрасного победителями были объявлены Андрей Филиппов с инсталляцией «С колесом в голове» (номинация — «Проект года»), Ольга Кройтор с перформансом «Точка опоры» (номинация — «Молодой художник») и Валерий Подорога с двумя томами исследования «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия».
Это был выбор различных искусствоведов и директоров музеев: Екатерины Бобринской, Бориса Манера (Австрия), Марины Лошак, Ольги Свибловой, Марии Тсантсаноглоу (Греция), Зельфиры Трегуловой, Василия Церетели. Кстати, начиная с прошлого года в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» могут принимать участие не только граждане РФ, но и жители других стран.
Перформанс Ольги Кройтер отсылает к Симеону Столпнику и наводит на мысли о попытках человека найти опору в жизни: Ольга в течение четырех часов простояла на высоком столбе в самом центре мегаполиса. Перформанс устраивался три раза: во дворе московского музея, в «Гараже» и на вокзальной площади города Алматы.
Ну, а главный приз получил один из лидеров нового поколения московской концептуальной школы Андрей Филиппов. Название своей работы он заимствовал из труда Андрея Монастырского о социологии, искусстве и эстетике. Инсталляция представляла собой рабочий стол путешественника-авантюриста.
По словам автора, мы все занимаемся реконструкцией будущего через прошлое. И прошлое для нас, как и настоящее — это центр колеса, на обод которого проецируются наши надежды. В этом колесе крутятся не только идеи и образы, но и страсти.
Заняв в российском художественном пространстве уникальное место, Премия Кандинского стала своего рода революционером в искусстве.
В своем выступлении Шалва Бреус сказал:
«Сейчас экономическая ситуация не самая благоприятная. Но мы должны сделать свое дело. Нам отчасти мешает то, что общество воспринимает современное искусство, исходя из чисто медийных феноменов. А наша задача — показать современное искусство во всех спектрах. В том числе с помощью нашей выставочной программы. Фонд разработал большую долгосрочную программу выставок. У нас длинный горизонт планирования — на десять лет. Кроме персональных выставок крупнейших художников России, мы раз в три года будем делать большую обзорную выставку современного искусства России. Ведем переговоры с потенциальными кураторами, как с отечественными, так и с зарубежными. Первая запланирована на 2017 год»
Премия Кандинского в цифрах.
С 2007 по 2009 год жюри Премии получило более тысячи заявок. Они поступили более чем из двадцати регионов России.
Голосование проходит в три этапа: выбор номинантов («лонг-лист»), выбор финалистов («шорт-лист») и выбор лауреатов.
Это любопытно.
В 2008 году в главной номинации «Проект года» одержал победу художник Алексей Беляев-Гинтовт. Услышав фамилию победителя, номинант прошлого года Анатолий Осмоловский стал выкрикивать: «Позор!» Протесты вызвало не само творчество художника и даже не его картина «Братья и сестры», на которой без налета иронии изображена толпа, внимающая речи Сталина, а его политическая активность.