Может ли ваза быть обаятельной, светильник – очаровательным, а мебель – драгоценной? Если их создал Эмиль Галле (Emil Gallé) – то вполне. Каждая его работа похожа на молодую девушку – красивую и соблазнительную. Изящные изгибы, причудливые формы и оригинальные композиции – вот отличительные черты творчества этого художника-модерниста.

Его имя – гарантия уникальности и качества. Эмиль Галле родился полтора века назад – в 1846-м году в городе Нанси, славившимся своим стеклом. Его отец был предпринимателем и занимался распространенным в городе ремеслом – производил художественное стекло и керамику. Сына он отправил учиться за границу, так сказать, «подсмотреть» секреты тамошних мастеров.

 

 

Эмиль выучился всем тонкостям стекольного дела: резьбе, инкрустации, сплавлению, аппликации и металлической кристаллизации. А еще молодой человек всерьез увлекался ботаникой. Но какая связь между стеклом и растениями? Самая прямая: имя художника стало известным на весь мир именно благодаря воплощению в стекле его фантазий на тему природы, она стала главной в его творчестве. Стрекозы, лепестки, мотыльки и веточки, запечатленные на стекле, заиграли по-новому. Порой даже кажется, что это не картинка, а «живая» композиция из цветов и листьев.

Сама эпоха пришлась под стать увлечению Галле, именно тогда в моду вошёл стиль модерн. Главный его принцип: каждая вещь, которой пользуется человек, должна быть произведением искусства. И тут-то молодой художник поразил весь мир! На парижской всемирной выставке в 1878-м году его работы получили Гран-при, а сам художник – орден Почётного Легиона. А в 1890-м году Эмиль Галле уже мог гордиться званием мэтра французского стеклоделия!

 

 

Художник-модернист разработал ряд уникальных методик, благодаря которым и появилось понятие «стиля Галле». Например, изобретенную им технику лунного света, придающую стеклу сапфировый оттенок, можно назвать своеобразным автографом мастера, настолько она неповторима. Другая его «фишка» – травление стекла кислотой, а когда наряду с этим он стал использовать технику японского многослойного стекла (3-5 слоёв стекла разного цвета), это стало настоящей сенсацией!

Именно Галле придумал первые стеклянные разрисованные светильники. Электричество в те годы было модным новшеством, а подсвечивать им рисунок и вовсе стало шиком. Такие «освещенные» картины сразу становились загадочными и притягательными. При создании все своих стеклянных творений Эмиль Галле пользовался техникой «камео» – рельефным и выпуклым рисунком.

Художник Эмиль Галле (Emil Gallé)

Непохожими друг на друга его картины делали разные стили и формы. В его дизайнерских произведениях нашли свое отражение арабские, японские и китайские мотивы. А потом мастер придумал ещё один интересный ход – выпустил серию «говорящих изделий». Нет, он не нарисовал им рты, художник просто расписал их цитатами Вийона, Бодлера, Верлена и других великих поэтов!

Все творения Эмиля Галле похожи на живых существ, их нельзя назвать просто предметами интерьера. На все эти светильники, вазы и шкафчики можно любоваться часами, поражаясь тому, что творец этого чуда – человек, а не природа.