Для того чтобы непредвзято разобраться в спектакле современного танца, увидеть постановку слишком мало. Необходимо вникнуть в нее, изучить источники, свериться с музыкой, если таковая имеется, и только тогда, при большой удаче, зритель сможет хоть что-то понять. Это все равно, что рассказывать интересную историю через толстенное стекло. В отсутствии диалога, пожалуй, и кроется настороженное отношение широких зрительских масс к современному танцу в целом.

Правда, ситуация медленно, но меняется. Яркое тому доказательство – постановка австрийского хореографа Криса Херинга «Застывший смех». Он окончил Венский университет музыки и исполнительского искусства, выиграл «Золотого Льва» на биеннале в Венеции за работу «The Art Of Seduction – Posing B Project».

 

Созданный специально для современной труппы театра «Балет Москва», «Застывший смех», за пару лет, уже успел врасти в ее тело. Как следует из названия, речь в спектакле идет о феномене человеческих эмоций. И хотя такая эмоция как смех совершенно не типична для пристального балетного исследования, Крису Херингу удалось рассмотреть ее и как будто вывернуть наизнанку.

«Когда человек смеется, задействованы около ста мышц, – рассказывал Крис в интервью одному телеканалу. – Вместе со смехом рождается новое движение, возникает динамика танца. Смех легко трансформировать в плач. У него много масок. Вытащить их из танцовщиков и было моей задачей»

Любопытно, что весь спектакль строится на импровизации. И тут требования к артистам совершенно иные, ведь импровизация – это здесь и сейчас. Кажущийся простым в описании, на деле этот художественный прием – знак высшего мастерства. Такой метод основан на необъятном взаимном доверии хореографа и артистов. И это доверие у современной труппы театра «Балет Москва» к хореографу Крису Херингу оказалось безграничным.

Совместно с композитором Андреасом Бергером, известным охотником за звуками, и художником по свету, режиссером и драматургом Томасом Йелинеком, в 2005 году Крис, основал творческую лабораторию Liquid Loft. В своих спектаклях они создают синтез музыки, света, танца с другими видами современного искусства. Именно этот принцип лежит и в основе спектакля «Застывший смех».

Это действительно очень необычное представление. Помимо того, что хореография – чистая импровизация, музыкальный ряд, созданный Андреасом Бергером для спектакля, – монтаж голосов, разговоров, смеха самих артистов.

«Я работаю со звуком около десяти лет, - рассказывал композитор в интервью. – Со смехом работать сложнее технически – звук более интенсивный, но мы справились. Танцовщики отлично сыграли, все шло изнутри»

Постановщики называют «Застывший смех» междисциплинарным спектаклем и отводят зрителю роль не просто наблюдателя, а проводника энергии, заложенной в самих артистах и в сценическом пространстве. Еще стоя в фойе, некоторые из пришедших, прочитав пресс-релиз, выражали негодование по этому поводу:

«Как обычно; отсутствие либретто, и текст, повествующий обо всем и ни о чем! Сколько хожу, все одно и то же, понапишут, смотришь и ничего не понять…»

Признаюсь, что также испытывал некоторые сомнения. Однако все они развеялись, как только погас свет и из темноты один за другим стали появляться артисты. Элегантность в черном. Так можно охарактеризовать костюмы, которые Крис Херинг выбрал для своей постановки. На танцовщицах – классические, плавно очерчивающие фигуру черные платья, на танцорах – брюки и пиджаки.

Диалог начался сразу. Вкрадчивые, раскачивающиеся движения, в следующий момент интенсивные и немного зажатые, и тут же свободные, и снова сдержанные, спокойные. При этом каждый жест сопровождает то добрая улыбка, то агрессивный оскал. Богатство красок и оттенков! Такая динамика танца растворила зрителя в какофонии человеческих эмоций, выраженных через смех. Метко найденный прием придал действительно психологическую подлинность. Должно воздать и драматургическому чутью артистов, которые превосходно справились с поставленной перед ними мульти-задачей.

 

 

Отдельного разговора заслуживает работа художника по свету. Томас Йелинек с этой задачей справился на пять с плюсом. Он будто просчитал площадку, прочувствовал зал и грамотно их соединил. В самом начале все пространство кипит вокруг полоски света. Затем, совершенно изумительный по краскам свет, словно заключает в объятия происходящее на сцене. Он соединил артистов и зрителя, музыкальный ряд ещё ярче подчеркнул правду жеста для данного момента. Такой сложный синтез и создает тот потрясающий эффект, который обещали создателям спектакля.

Наверное, в другом зале, достичь такого эффекта было бы сложнее. Однако большой зал центра Мейерхольда как нельзя лучше подходит для реализации камерных спектаклей.

В театре «Балет Москва» главным принципом формирования репертуара остается жанровое разнообразие спектаклей. Можно предположить, что Елена Тупысева, директор театра, руководствовалась именно этим принципом, когда приглашала уникальную команду Liquid Loft для постановки. Тогда, в 2013 году, столичному зрителю, в рамках проекта «Платформа», была представлена их первая, не менее интересная, работа в России совместно с танцевальной компанией Dialogue Dance (г. Кострома).

Сегодня театр «Балет Москва» – явление в российской культуре единичное и уникальное, это своего рода сосуд, в котором соединились два идейных уровня эпохи. Классический балет и современный танец реализуются и развиваются здесь под одной крышей. С приходом Елены Тупысевой на пост директора театра репертуар начал обновляться. Появилась та ясность в содержании, которой в прошлые годы спектаклям современной труппы театра явно не доставало.

«Застывший смех» был первым опытом работы Liquid Loft с театром «Балет Москва». Опытом весьма удачным.