В «Режиссерских уроках Е. Б. Вахтангова» описывается репетиция первой сцены из «Принцессы Турандот» среди учеников третьей студии МХТ. Евгений Богратионович заставил не участвующих студийцев сесть вокруг импровизированной сцены, а играющие ходили между ними, переговаривались через их сидящие тела, с публикой общались сборщики податей, просили «заплатить» за представление, и так далее. Так вот сцена Арт-кафе как раз располагает к подобным «фишкам»! Маленький подиум, места для музыкантов и кулисы за занавеской – что еще нужно для площадного театра? Премьере Александра Коручекова «Сказка о Попе и работнике его Балде» не нужно больше ничего.

 

 

Хотя сначала методы разогрева зала показались мне слишком топорными. «А теперь, друзья, давайте сделаем волны руками», «нужно подуть через трубочку языка» и т.д. Я оглядел сотрудников пресс-служб, они явно не ожидали такого поворота. Некоторые оказались в откровенном зажиме. Мне всегда хочется помочь артистам в такие моменты, поэтому я был и морем, и лесом, и дул через трубочку, и свистел птичкой, и некоторые другие журналисты участвовали в орошении и озеленении Арт-кафе, но направлены эти программы были не на нас, а на цветы жизни. Спектакль дневной, на детей интерактив работал точно по адресу. Но представителей целевой аудитории было только трое, дети журналистов – вынужденные сложности пресс-показов.

 

 

После официального начала ситуация резко выправилась. Маленький оркестр заиграл подвижную музыку, и с первых предложений «Лукоморья» артисты Олег Лопухов и Николай Романовский заявили правила игры. «Сказка о Попе и работнике его Балде» – это легкий балаганчик. Текст Александра Пушкина обыгрывается общением с публикой, джазовыми номерами и импровизациями актеров. Режиссёр Александр Коручеков использует все возможности своей сцены для создания площадного театра. Ведь главное – минимальными средствами добиться образного сходства. Зритель верит. Верит, что привязанный к стене канат, закрученный кружочком на конце, – это лошадь, что те невидимые монетки, которые он кладет в большой шарик, действительно увеличивают его объём, а не поддувающий воздух Олег Лопухов. Простые приемы – надел платочек, стал другим персонажем – вместе с музыкой и обаятельными актёрами выводят даже местами неподъемную прессу на детскую улыбку.

 

 

Ведь всем нам хочется порой побыть маленькими. Три ребенка в зале своей искренностью смывали у взрослых все зажимы возрастной «адекватности». Лес всё рос и рос! К трем соснам добавились тополя, березы, осины, дубы и пихты. Море из Баренцева стало Балтийским. Такой театр вызывает желание открыться, и мне кажется, если раньше солнечные итальянцы шли на площади как раз возбужденно делиться счастьем, то сейчас он нужен для разрушения холодной связи «сцена-зал». Вы играйте, а мы тихо посмотрим. Сколько я видел моментов, когда люди в театре хотят показывать свои эмоции, но сдерживаются рамками, и достаточно одному человеку громко засмеяться, как цепной молнией радость выбивает пробки у каждого.

 

 

Во многом, безусловно, победа режиссёра в подборе актёров. Они как два сошедшихся паззла. Даже не про разницу в телосложении говорю, а о эмоциональной искренности. Сколько любви к залу у Романовского и Лопухова, сколько любви друг к другу. Чувствуется доброе соревнование в их игре: «Ха, друг, ты очень круто сыграл! А смотри, как я могу!», «Да, ты был великолепен, теперь посмотри на меня!». Поэтому публика готова вовлекаться в действие и даже выходить на сцену (последнее, правда, выполняли дети).

А какая здесь музыка! Фон спектакля защищен броней восьмых и шестнадцатых. Хотя артисты часто используют музыкантов как партнеров, честно, немного не хватало их отыгрывания в остальное время. Они сосредоточены, не спорю, но душа-то хочет и их участия. Ведь контрабасист Николай Мызиков же проживает каждое событие! Такое удовольствие смотреть на пугающегося или радующегося плотного мужчину, который успевает и выдавать соло на своем инструменте!

 

 

Как раз веселого пространства для игры и добивался Александр Коручеков. Посыл «Сказки о Попе и работнике его Балде» избавлен от политических выпадов.

«Ничего антиклерикального здесь нет. На месте попа мог быть и купец, и министр. Важно, что этот поп – жадный и мнительный человек, который сам себя наказал.»

 

 

Прийти на спектакль можно и без детей, чтобы вспомнить, что в театр может быть другим, стать участником действия, да просто порадоваться в красивых стенах Арт-кафе театра им. Вахтангова. Единственное – очень интересно, как будет выглядеть спектакль, будучи вечерним. Если более проработать разогрев и добиться такого доверия зрителей, чтобы вместо выходящих на сцену детей, там оказывались взрослые. Представьте, люди после долгого рабочего дня идут в кафе, чтобы попить кофе с друзьями, а плюсом пару минут побыть птичкой, или зайчиком на сцене. Хотя попробуй добейся доверия взрослых. Артисты могут быть не при чём, дело в зрителях: открываться сложнее, чем открывать. Поэтому, доверьтесь, и площадной театр даст вам вещь более ценную, чем культурный досуг – он даст свободу.