Альберто Гарсия-Аликс – звезда мировой фотографии! Яркий испанец, бунтарь и «вечный хулиган», как он сам себя называет. Мы встретились с фотографом перед открытием его выставки «Неистовый экспрессионизм» в Мультимедиа Арт-Музее.

Artifex: Ваша выставка в Мультимедиа Арт-Музее называется «неистовый экспрессионизм». Но вы не раз рассказывали , что, когда делаете ваши фотографии, то долго можете ловить момент, настроение человека. То есть экспрессионизм в вашем случае – кропотливый и выверенный труд, а не импульс?

Неистовый экспрессионизм – это, прежде всего, поэтическое выражение, чтобы назвать собрание фоторабот. Это формула того, как можно видеть. Дело не в том, что мне для кадра нужно много времени. Фотография – это всегда встреча. И магия жизни –это встреча, магия фотографии – это встреча. Однажды я встретился с вороном, и у меня была камера. И я воспользовался этой встречей. Это всегда диалог с тем, на что я смотрю.

 

 

Artifex: Расскажите поподробнее о выставке. Какие именно работы будут представлены?

На этой выставке представлена прогулка по разным частям мира. Часто фотографии были сделаны, когда я путешествовал на мотоцикле. Если бы мне пришлось изобразить то, чем является мотоцикл в одном кадре, – это именно ручка газа, как на одной из моих работ. Когда я начинал, у меня не было моделей и я фотографировал самого себя, чтобы научиться. Когда мне было 20 лет – это было кокетство.

Так получились, например, некоторые мои автопортреты. Я понял, что просто буду одним из персонажей. Это символ моего присутствия в этом мире. Если вы не знаете, что я фотограф, для вас я буду просто персонажем на снимке. Я снимаю свой маленький мир, частью которого являюсь. Наверное, еще с течением лет диалог с самим собой становится более жестким и откровенным. Мне кажется, автопортрет –хорошее упражнение для фотографа.

 

 

Artifex: И какой главный месседж, вы как автор, хотели бы послать этой выставкой?

Месседжа нет. Дело в том, что я не понимаю слово «месседж». Я просто хочу, чтобы люди наслаждались. Чтобы они видели, как вижу я. Еще я снимаю фильмы, и в Мультимедиа Арт Музее будут демонстрировать мой фильм, где показан мой путь от прошлого к настоящему. И этого фильма нет в интернете, потому что сейчас все, что оказывается в интернете, не стоит ничего.

 

 

Artifex: В ваших работах преобладает черно-белый цвет. Расскажите почему? Значит ли это, что разноцветье может отвлекать от сути?

Я влюбился в фотографию, когда она была черно-белой. Я работаю на аналоговом фотоаппарате. Мне нравится сама кухня, лаборатория, мне нравится самому проявлять снимки. Мне кажется, сегодня черно-белая фотография является воплощением снов. Это способ убежать от реальности.

 

 

Artifex: Сейчас много разговоров, что искусство фотографии становится все более размытым. Что каждый человек может в повседневной жизни быть фотографом, просто с помощью своего телефона. Видите ли вы угрозу фотографии в массовости этого жанра? И как вы относитесь к инстаграм?

Я не думаю, что есть угроза для фотографии. Потому что вся фотография говорит о намерении. И через любую линзу можно сделать произведение искусства. Средство не важно. Но дело в том, я человек верящий. Я не проявляю фотографии несколько дней после того, как снял ее. Мне нужно пожить с этим ощущением предстоящего, помечтать о том, что я сфотографировал. А, если у меня фотография будет проявляться сразу, я останусь неудовлетворенным. Мне нужен этот момент веры.

У меня есть инстаграм, но там только фотографии мотоциклов. Я уже сделал столько фотографий мотоциклов, что они не могут просто оставаться в памяти телефона. И мне кажется щедрым с моей стороны делиться этими снимками с людьми. Думаю, великолепие мотоциклов в чем-то приравнено к величию Бога. Я всю жизнь прожил с мотоциклами. Еще до того, как мне начали нравиться женщины, мне начали нравиться мотоциклы. У меня нет машины. Мне очень нравятся адреналин, скорость, риск. Для меня мотоцикл - это карма. Иногда я пытаюсь сфотографировать его, как метафору, когда в кадре мотоцикла нет.

 

 

Artifex: Ваше творчество очень биографично. В основном вы снимаете знакомых людей. Почему так, так вам проще понять их образ? Их характер?

Я пришел в фотографию случайно. Родители подарили мне фотоаппарат. И я хотел фотографировать мотоциклы. Но именно в тот момент я бросил университет и ушел из родительского дома. Моя жизнь поменялась на сто восемьдесят градусов. Вскоре я пристрастился к наркотикам. Но у меня была камера, и я начал фотографировать мир, который меня окружал. В то время молодежь Испании и Франции хотела нового мира. Мы хотели свободы. Очень многие мечтали о том, чтобы заполучить камеру и работать репортером. А у меня не было таких амбиций. Я снимал мир вокруг себя.

 

 

Artifex: Может ли быть такое, что вы увидите на улице незнакомого человека, который вам понравится, и вы захотите сделать его портрет?

Это бывает крайне редко. Мне нужно, чтобы человек дал мне время. Это сейчас я выгляжу респектабельным, а раньше вызывал страх. У меня много татуировок, я любил ходить с головы до ног в коже. Иногда для того, чтобы найти типаж, который мне нужен, я ходил на дискотеки. Обычные модели из агентств мне не нравятся. Например, девушке на одном из моих фото, осталось жить месяц. Она смотрит в мир, которого больше нет.

 

 

Artifex: Вы не в первый раз выставляетесь в Мультимедиа Арт Музее. Расскажите о вашем впечатлении о России? О публике здесь?

Дело в том, что русская и испанская душа очень похожи. Есть общие черты. И особенно – трагическое ощущение жизни. Про меня всегда говорят, что я снимаю маргиналов, но это не правда. Маргиналы – это политики. Я снимаю людей, которые живут более расслаблено. Свободных людей. И мне очень не нравится, когда моих героев называют так. В России, мне кажется, меня правильно понимают. Мне бы хотелось познакомиться с Москвой более детально, но я здесь всего на пять дней. Вчера я был на потрясающем кладбище – Новодевичьем. И был очень впечатлен. Например, я нашел могилу Ильи Эренбурга. Он был корреспондентом газеты «Правда», во время гражданской войны в Испании.

Я хочу поблагодарить всю замечательную команду Мультимедиа Арт Музея. Считаю, что монтаж моей выставки очень удался. Многие работы выглядят необычно и загадочно. Очень жду на выставке тех, кто любит фотографию. Эта выставка может возбудить эмоции!
 


Выставка «Неистовый экспрессионизм» в МАММ
12.04.2019 - 12.05.2019

При поддержке: Посольство Испании в РФ, Институт Сервантеса в Москве

Стратегические партнеры музея: Mastercard, ПИК, Volvo, Tele2

Корпоративный попечитель: Норникель