«…индустрия — это что-то дикое. У нее, можно сказать, душа тигра. И именно это дикое нас всегда очень интересовало. Но в то же время оно обыденное. И в то же время - возвышенное. Мы стремились все это показать», - так в одном из интервью объяснили суть своего творчества основатели концептуальной фотографии Бернд и Хилла Бехер (Bernd and Hilla Becher).

 

Он родился в городе Зиген в 1931 году, учился на декоратора и посещал занятия в Академии художеств в Штутгарте, а затем освоил типографское дело в Академии художеств в Дюссельдорфе.

Она родилась в Потсдаме в 1934 году, училась в Академии художеств в Дюссельдорфе на факультете фотографии, а после работала фотографом в Гамбурге и Дюссельдорфе, делая снимки промышленных предприятий.

Они встретились благодаря необыкновенной тяге к фотографии и поженились в 1961 году. Сегодня весь мир знает их, как основателей концептуальной фотографии Бернда и Хиллу Бехер.

У супругов с детства было одно хобби — фотографировать архитектурные сооружений родной Германии. Позже, уже будучи студентами Дюссельдорфской Академии, они стали делать общие фотопроекты. Пара решила снимать промышленные объекты, предприятия индустрии и другие урбанистические «модели», потому что многие из них были под угрозой сноса. С конца 1950-х годов на их работах появились элеваторы, доменные печи, газгольдеры и водонапорные башни, которые находились на территории Германии, а позднее аналогичные сюжеты они стали снимать в Бельгии, Франции, Нидерландах, Великобритании, США.

В чём же заключается заслуга супругов Бехер?

Во-первых, у этой пары сложилось определённое творческое видение объектов, которые они снимали, что послужило появлению в фотографии нового стиля, получившего название Becheresque и ставшего началом концептуальной фотографии. Они впервые стали фиксировать изменения одного и того же объекта. На своих многочисленных выставках художники показывали циклы из 9, 12 или даже 15 снимков одного сооружения. Это давало зрителям возможность осознать и заметить мельчайшие изменения, которые происходили в течение определенного времени. Постоянный поиск отличий – вот в чем заключается особенность фотографии Бехеров. И именно за это им по сей день отдают дань уважения мастера съёмки во всём мире.

Во-вторых, супруги совершенно по-новому раскрыли суть концептуальной фотографии. Они никогда не делали художественных снимков. На их работах нет не только людей - там зачастую отсутствуют даже движущиеся предметы. Бехеры фотографировали то, на что в обычной жизни люди просто не обращают внимания. Но отдельные «бессюжетные» кадры, объединенные в серию, где незаметным на первый взгляд, но всесильным героем становится разрушительное время, неизменно вызывали интерес зрителей.

В-третьих, супруги использовали для фотосъёмки специальную технику. Это была камера большого формата, в которой находилась чёрно-белая плёнка. Она была нужна для того, чтобы зрители могли сосредоточиться на форме и структуре объекта, не отвлекаясь на цветовую гамму снимка. Этой же цели — глубокому погружению в изображение - подчинялась и точка, с которой велась съёмка. Правильное размещение фотоаппарата было очень важно для качественных снимков — они делались с уровня высоты здания. Зрители смотрели на объект не сверху вниз или снизу вверх, а видели его прямо напротив себя.

 

Большое значение для погружения в атмосферу кадра имело и то, что у работ нет названий или надписей, которые могли бы указывать на место съёмки. Более того – художники обычно работали весной или осенью, в пасмурную погоду, что еще раз подчеркивало их стремление полностью сосредоточиться на объекте, лишив его даже самого скромного антуража.

Настоящая известность пришла к Бехерам в 90-х годах прошлого века. В 1990-м году супруги получили награду на Венецианском биеннале в номинации «Скульптура». В 2004-м году Бернд и Хилла были удостоены премии «Хассельблад», самой престижной в области фотографии.

Свой творческий опыт Бернд и Хилла Бехер передавали молодым фотографам. Они были профессорами в Академии художеств в Дюссельдорфе. Среди их учеников можно назвать таких знаменитых сегодня фотографов, как Томас Руфф, Андреас Гурски, Томас Штрут.

Бернд Бехер покинул этот мир в Ростоке в 2007 году. Но Хилла, несмотря на преклонный возраст, здравствует.


Автор: Светлана Тарасова