Борис Михайлов − один из самых провокационных фотографов на советском и постсоветском пространстве. Сам он родился 25 августа 1938 года в Харькове. Фотограф сформировался в пространстве советской реальности, отпечаток которой до сих пор не покидает его снимки. И в том же Харькове появились его главные серии работ: «Вчерашний бутерброд», «История болезни», «Красная серия». Благодаря Михайлову в искусствоведческой среде возник термин «харьковская школа фотографии».
В начале 70-х Михайлов расценивал фотографию, как хобби. Работая инженером на военном заводе, он снимал социальные сюжеты. Как большинство харьковских фотографов того периода, Михайлов начинал с «обнаженки», запрещенной в Советском Союзе. Несмотря на это он устраивал выставки, так как был уверен, что искусство должно быть увиденным. Когда его снимки попали в КГБ, Михайлова обвинили в порнографии и уволили с завода. Он был вынужден браться за любую работу, посвящая все свободное время фотографии.
После, в конце 90-х Борис переехал в Берлин. Получив возможность открыто демонстрировать свое творчество, он довольно быстро приобрел известность.
За годы, фотограф обрел высокое значение для немецкого искусства. И на 70-ти летний юбилей, был удостоен звания академика визуальных искусств Германии.
А теперь, о проектах.
«Вчерашний бутерброд» − первая известная серия работ автора. В ней используется метод наложения кадра на кадр. Своими снимками автор ставит под вопрос понятия быта, потребительства.
«Красная серия» − работы сего проекта отсылают нас к советскому пространству, создавая многозначительные отсылки, и показывая политику того времени. Впрочем, такую цель несут в себе большинство проектов автора, ведь его жизнь напрямую с этим связана. И присутствующий во всех фотографиях этой серии красный цвет, без которого не обходилась жизнь ни одного советского человека, еще раз напоминает нам о чем говорит Михайлов. Таким образом, он делает удачную попытку внести в фотографию соц-арт. Также, в интервью Анне Кривенцевой Борис сказал − «Фотографии "Красной серии" содержат иронию, как и многие другие работы.»
«Я − не Я» − В этой серии автопортретов Борис Михайлов делает свой образ более героическим и монументальным. А формат фото неожиданно становится масштабным − во всю стену. К тому же, фотографы до этого не прибегали к таким изменениям в размерах.
Как говорит сам автор: «Эти героические картинки ("Я – не Я") – сигнал начала капитализма и конца социализма. У капитализма на Западе был свой сложившийся герой: Рембо, Мэрилин Монро. Советский Союз тоже создал своего героя: рабочий, колхозница. В контексте советской жизни они были слишком положительными, как бы уже вовсе и не героями. Потому нужно было показать серию "Я – не Я", главное в ней – рождение антигероя. Я не крутой. Я – интеллигент, который, примеряя на себя маску, играет крутого. Совершается акт, разыгрывание ситуаций, например, – одна из главных: "х…й в глаз" и другие, где западный тип героя символически привносится в наше пространство при помощи манипуляций с фаллосом. Происходит акт самоуничижения за счет сравнения половых органов явно не в пользу автора. Унижение и одновременно агрессивность составляют главную часть работы.» (Из интервью Анны Кривенцовой)
В своих фото Михайлов показывает реальность такой, какой она является: поднимает темы, о которых хочется стыдливо молчать, демонстрирует неутешительную действительность голой и без прикрас.
Автор: Виктория Фирчук