Этот фотограф превращает обычных женщин в загадочных, обольстительных и совершенно неземных существ. Его работы настолько стильные и утончённые, что даже самые откровенные из них невозможно назвать пошлыми. А ещё все снимки этого автора наполнены изумительным светом!

Илья Рашап – мастер жанра арт-ню, член Союза фотохудожников России и обладатель Международной Премии «Лучший фотограф 2010». Он специализируется на имиджевой, рекламной и fashion съёмке. Также в его портфолио есть удивительные арт-проекты.

Илья Рашап дал эксклюзивное интервью нашему альманаху. Общалась с фотографом Алина Кроткая.

 

 

Artifex: Илья, добрый вечер. Я не займу у вас много времени. Для начала я хотела бы поговорить о двух циклах ваших работ – «Чернила» и «Другой мир». Начну с «Чернил». Какую мысль вы хотели донести до зрителей с помощью этих фото?

Это, скорее, абстрактные фотографии. В них определённые эмоции или состояния выражены лишь намёком, полутоном. Игра в недосказанность.

Artifex: На этих фотографиях изображены женские силуэты, без лиц и личностей. Почему?

Мне кажется, что зачастую важна такая вещь, как отсутствие персонификации. Тогда фотограф оставляет зрителю шанс включить собственную фантазию, додумать историю и персонажа. Если мы видим снимок, на котором изображён конкретный, узнаваемый человек, то это лишает нас возможности «дорисовать» героя. Этот момент мне кажется очень важным в фотографии. Хочется, чтобы зритель был соучастником процесса, творцом истории. Приведу аналогию с литературой и кино. Многие люди предпочитают книги фильмам именно потому, что писатель не навязывает визуальный образ, оставляя читателю поле для собственной фантазии. Фильмы в этом смысле чаще всего более буквальны, там уже есть вполне реальный персонаж, которого представил режиссер. Читатель же, благодаря своему бэкграунду, сильно обогащает героя и получает гораздо больше ментального и эстетического удовольствия. Когда я делал проект «Чернила», я много думал об этом явлении.

Artifex: А какими техническими приёмами вы пользовались для создания этой серии? Она очень необычна в визуальном плане.

Этот приём называется техникой смешанного света. В нём одновременно используются импульсный и постоянный свет, благодаря чему можно работать на длительных выдержках и получать часть элементов статичными, а часть – динамичными.

Artifex: Много ли обработки на этих фото?

На этих фото обработки практически нет. Есть только небольшая работа с цветом.

Я всегда скептически относился к подобным спорам и дискурсам, потому что в моём представлении (я сужу сейчас как зритель) не столь важно, каким образом был получен конечный продукт. Снят он на плёнку, цифру, обработан, не обработан или нарисован с нуля. Для меня имеет значение, интересное ли получилось произведение в итоге. Мне кажется, что все способы хороши. Просто часть фотографов любит снимать, но не получает удовольствия от Photoshop − я отношусь к таким людям, а часть – воспринимает саму съёмку, как набор материала для дальнейшего творчества.

 

 

Artifex: А в серии «Другой мир» много было Photoshop?

Там его тоже практически нет. Весь Photoshop в этой серии – это перевод в ч/б. Я не беру в расчёт какие-то детали. В основном под понятием «обработка» понимают не мелкую ретушь, а, скорее, коллажные элементы − когда что-то глобально дорисовывается и изменяется.

Artifex: Где проходили съёмки проекта? Заброшенные здания, трубы, крыши…

Это же любимое развлечение всех фотографов: найти какую-нибудь «помойку» и по ней побродить в поисках собак и бомжей! На самом деле, на этих фото очень много Питера, потому что он гораздо фактурнее Москвы, в нём проще найти нужные локации.

Такие работы всегда интересно строить на конфликте. Когда эстетически красивый образ помещается в пространство хаоса и апокалипсиса – это уже навевает определённый сюжет.

Artifex: А как пришла идея создать такой цикл?

Этот проект снимался не единовременно, а в течение нескольких лет. Какие-то изначальные постулаты видоизменились. Когда я начинал фотографировать, мы всегда работали с листа: искали определённое место, анализировали пространство, выбирали сюжет, графику и прочее. Сейчас я делаю более подготовленные снимки: стараюсь всё планировать заранее и в визуальном, и в ментальном смысле. Чем дольше ты снимаешь – тем сложнее хочешь получать фотографию.

Artifex: Чему посвящена эта серия?

Лаконичности в творчестве. Мне хотелось выразить определённый сюжет одним штрихом. Как художник, который может, не отрывая руки, нарисовать какую-то интересную вещь. Сыворотка лаконичности, если хотите.

Фотограф Илья Рашап

Artifex: Я видела, что вы давно ведёте блог. На какую аудиторию он рассчитан?

Я ориентируюсь на публику, которая хочет развиваться. Пытаюсь писать достаточно простым и лёгким языком, вкладывая в материалы юмористическую составляющую. Но я никогда не шучу ради шутки, в любой статье присутствует определённая мысль. Я хочу верить, что какая-то часть аудитории научится лучше понимать фотографию.

Artifex: А приходила ли вам мысль написать книгу?

На данный момент нет. Меня всегда останавливает мысль «Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе». В данный момент я не оцениваю себя достаточно подкованным, чтобы написать книгу о фотографии. Я ещё не дозрел до такой степени наглости. Но планирую в ближайшее время выпускать серию книг по свету, потому что в этом вопросе я разбираюсь хорошо.

Artifex: Я читала ваши посты в соцсети, в одном из них вы задаёте вопрос аудитории: «Какое техническое задание от клиента вам кажется максимально ужасным?». А какое задание ужасно для вас?

Эта мысль была продиктована непосредственно моим недавним общением с клиентом. Для меня самое нелогичное задание выглядит так: «Я хочу, чтобы это сделали именно вы и в вашем стиле, но нужно изменить это и это». Такие задания разваливают абсолютно любой шаблон, потому что если мне говорят: «Я хочу фото в вашем стиле» или «Я хочу фото абсолютно не в вашем стиле», − это нормально. Но нельзя взять, например, фотографии серии «Другой мир», сделать их иначе по свету, но при этом сохранить стиль. Это задание противоречит само себе изначально.

Artifex: И у меня остался последний вопрос: чем вы интересуетесь, кроме фотографии?

Я люблю путешествовать, когда у меня есть такая возможность. К сожалению, не так часто получается это делать.

Если говорить об обычных удовольствиях – иногда люблю поиграть в волейбол.

Меня часто провоцируют на что-то новое в плане развлечений, например — научиться кататься на горных лыжах. Упорно отказываюсь, поскольку боюсь «заразиться». Мне и так не хватает 24 часов в сутки!

Artifex: Илья, спасибо огромное, что уделили мне время и рассказали столько всего интересного!