Замечали ли вы когда-нибудь, как много может значить незначительная, на первый взгляд, деталь для фотографии? А что если эта деталь – источник света, движение которого вы снимаете на большой выдержке? Фризлайт (freezelight) – направление в фотографии, основанное на этом.

Современное искусство порой напоминает густой лес, в котором можно невзначай заблудиться. Дело в том, что с развитием фоторедакторов наравне с достоверными фотографиями появляются «улучшенные» версии мира. Как же определять качество работы? Должна ли ретушь выходить на первый план, а исходный снимок играть меньшую роль? Фотографы, занимающиеся фризлайтом, ценят, в первую очередь, исходное изображение и не подвергают свои работы особой компьютерной обработке.

 

На самом деле, с фризлайтом знакомы многие по завораживающим картинкам с закрученными в спираль световыми линиями. Когда же люди задают себе вопрос «Как создаются такие работы?», они не всегда предполагают, что алгоритм довольно прост и доступен каждому.

У многих из тех, кто использовал камеру после захода солнца, случайно получались снимки с приятными растянутыми отблесками фонарей, ламп, да и любых других огней ночного города. Неужели все эти удачливые любители фотографии – настоящие фризлайтеры? Нет, потому что фризлайт – это техника рисования светом с целью получить осмысленный результат с помощью выдержки. Так, выполненные в этой технике работы должны иметь некую задумку, а не получаться по принципу «что будет, то будет».

Что же должно у вас быть для того, чтобы попробовать себя во фризлайте?

Во-первых, камера. Для начала вы можете взять самое обыкновенное устройство с посредственными характеристиками. Более того, качество снимка играет во фризлайте далеко не первую роль. Самое главное – это выполненный вами узор. Итак, вам предстоит задать время выдержки. Тут вы вольны выбирать. Для небольшого рисунка светом вам будет достаточно примерно пяти секунд. Если же вы решите и дальше шагать в освоении этой техники, то выдержку можно указать и большую. (Время выдержки – это количество секунд, которые вы собираетесь потратить на создание рисунка светом).

Во-вторых, источник света. Быть может, вы думаете, что сейчас речь пойдёт о редкой и дорогой аппаратуре, заполучить которую будет непросто? На деле же, для фризлайта, особенно, если вы новичок, подойдёт и подручная вещь. Например, фонарик. Для совершенствующих своё мастерство фотографов есть бесчисленное количество заманчивых предложений: светодиодные лампы, жезлы, лампы накаливания. Романтические натуры могут воспользоваться обыкновенной свечой, пламя от которой, естественно, будет нестабильным. И лучше не использовать для данной цели лазерную указку, даже если вы решите быть очень осторожным. Помните, как вам всё детство твердили, что в глаза этим красненьким лучиком светить нельзя? Матрицы фотоаппаратов тоже боятся лазерных лучей. Так что лучше воздержитесь и сохраните своего цифрового товарища в исправном состоянии.

Вот и всё. Ставите фотоаппарат на штатив (или иным способом обеспечиваете ему неподвижность) и рисуете в своё удовольствие. Если вы не желаете запечатлеться на этой работе, снимайте в совершенно тёмном месте и одевайтесь в чёрное.

Осмысленные рисунки светом стал создавать Пабло Пикассо ещё в 1949 году. К нему в мастерскую пришёл его друг Гийон Мили, снимавший для журнала LIFE. Он поведал о том, как закреплял на обуви конькобежцев маленькие фонарики, а в результате получал интересные снимки. Пикассо был вдохновлён и с энтузиазмом стал экспериментировать, создавая причудливые светящиеся линии.

В России известными фотографами, работающими в технике фризлайт, стали Артём Долгополов и Роман Пальченков, на счету которых около 30 персональных выставок.