Ганс Гольбейн Младший (Hans Holbein der Jüngere) – немецкий живописец, с детства постигший тайны профессии. Его отец, Ганс Гольбейн Старший, прививал сыну любовь к искусству и обучал его живописи. Поэтому неудивительно, что у мальчика рано сформировались понимание прекрасного и собственный творческий стиль.

 

В 18 лет юноша переехал из Аугсбурга в Базель (Швейцария). Там он вместе со своим братом работал в мастерской Хербстера. Уже тогда художнику удалось выполнить несколько важных заказов. Например, он написал портрет бургомистра и его жены.

Но успех к юному Гольбейну пришел не сразу. Ему приходилось писать не только портреты: фрески, иллюстрации для книг, декор фасадов зданий – всё это стало сферой его деятельности. Разнообразный труд помог Гольбейну найти себя, утвердиться в выбранном направлении и подготовиться к более серьёзной работе.

Влиятельные городские персоны проявляли интерес к творчеству Ганса. Так, по заказу бургомистра Якоба Мейера в 1526 году Ганс Гольбейн Младший написал полотно «Мадонна бургомистра Мейера». Взглянув на него, невольно вспоминаешь великих итальянских художников Возрождения. Лаконичность в изображении фигур, гармония цвета, лицо и волосы Девы Марии, словно подёрнутые дымкой…

 

 

Но внимательный зритель не даст ввести себя в заблуждение. В несколько грубоватой реалистичности людей на картине, в контрасте света и тени ясно виден стиль немецкого художника.

Но правдивость в работах Гольбейна не всегда была такой же безобидной, как в случае с «Мадонной». Одна из самых известных картин живописца «Мёртвый Христос в гробу» одновременно и отталкивает, и пленяет.

Вокруг неё было множество споров, ведь Гольбейн изобразил мёртвого Христа не безмятежным и нетленным, а пугающе материальным, таким, каким выглядит умерший человек. За эту работу Гольбейна священнослужители не раз называли безбожником, ругали и осуждали его на протяжении веков. Но, пожалуй, никто не поспорит с тем, что работа производит на зрителя колоссальный психологический эффект.

 

 

На теле Христа на этой картине видны следы разложения, он совершенно один и находится в темноте. Необычный размер полотна (30,5 на 200 см) усиливает гнетущее ощущение. Дерзкое творение Гольбейна попало даже в русскую классику: в романе Достоевского «Идиот» князь Мышкин говорит, что «от этой картины у иного вера может пропасть».

С 1526 по 1528 год Ганс Гольбейн Младший жил в Англии, где его с радостью принял Томас Мор – знаменитый автор «Утопии». Там художник с головой погрузился в создание портретов. Но более насыщенным стало его второе пребывание в Лондоне, во время которого Гольбейн стал придворным художником короля Генриха VIII и рисовал многочисленные портреты этого монарха.

Стали ли работы Гольбейна менее интересны зрителю сейчас, спустя пять веков после их создания? Можно утверждать, что нет. Напротив, его творчество часто напоминает не произведения 16 столетия, а современное искусство. Особенности изображения человеческой головы, цветовые решения и необычные приёмы композиции словно пришли к живописцу из будущего. Вспомним хотя бы его «Портрет дамы с белкой»: выбранный ракурс, соотношение фона и фигуры на первом плане наводят на мысль об искусстве XX-XI веков.

 

 

А такие символы, как белка и скворец дают почву для размышлений, зачем они появились на портрете и почему им уделено столько внимания. Ганс Гольбейн Младший умел не только решительно и точно изображать на холсте действительность, но и задавать скрытые вопросы, ответы на которые спрятаны слишком глубоко.