Разносторонний художник из Москвы создаёт необычные многослойные произведения из фанеры, пишет картины и занимается монументальной графикой. Отличительной особенностью его стиля является любовь к геометрическим формам и ярким цветам.

Редакция альманаха Artifex познакомилась с произведениями Дмитрия Aske на выставке #Проект 64 и побеседовала с художником о его творчестве, граффити и графическом дизайне.

 

Artifex: Для начала я хотела бы поговорить о ваших фанерных работах.

Первую работу из этого материала я сделал в 2009 году для небольшого выставочного проекта Adidas 60 Details, который организовывали мои друзья. Каждому художнику выдали по фанерному силуэту кроссовка, и он должен был его расписать. Я решил как-то дополнить оформление и выпилил часть графических элементов из фанеры. Так как тогда я ещё работал с буквами, то сделал из кроссовка композицию с латинским алфавитом.

В течение двух последующих лет я в основном занимался созданием цифровых иллюстраций и вернулся к работе с фанерой только в 2011 году. Я думал, как сделать что-нибудь необычное для выставки Faces&Laces, и решил попробовать воплотить свои геометричные иллюстрации в фанере. Позднее я понял, что эти работы являются чем-то средним между рельефом, мозаикой и витражом.

Artifex: До вас кто-то уже делал подобное?

Я видел на выставках ассамбляжи и фанерные рельефы Ивана Клюна, Василия Ермилова и других авторов. Многие художники начала ХХ века использовали фанеру и дерево в своих работах, но их произведения были выполнены в другой манере, соответствовавшей духу того времени, без щелей между заливками в качестве контура.

Artifex: Расскажите, как проходит процесс создания такой картины: от идеи до финального штриха.

Всё начинается с карандашного эскиза — это первый этап любой моей работы, не обязательно фанерной. Затем я создаю векторное изображение, подбираю цветовую гамму, продумываю расположение деталей в разных слоях и делаю чертёж для лазерной резки. Когда детали готовы, я шлифую их, крашу, а затем склеиваю. Кстати, серию 2011 года я полностью сделал вручную: даже купил для этого небольшой станок-электролобзик, но потом понял, что лазерная резка точнее и занимает намного меньше времени.

 

Artifex: Сколько в среднем времени занимает создание одной картины из фанеры?

Всё зависит от размера и сложности рисунка, но в среднем с момента поиска идеи до завершения работы проходит минимум две недели.

Artifex: Чем этот вид творчества интересен для вас?

Мне нравится сочетать ручную работу с работой на компьютере; при этом от первой я получаю больше удовольствия, чем от сидения за экраном. Я не люблю импровизировать и для каждой картины всегда готовлю эскиз, чтобы точно быть уверенным в конечном результате — использование векторной графики позволяет продумать всё до мельчайших деталей. Кстати, эскизы для масштабных работ на стенах я готовлю таким же образом.

Artifex: Откуда у вас такое увлечение геометрическими формами?

Уверен, что свой отпечаток наложило моё детское увлечение конструктором Lego. В более зрелом возрасте я впечатлился произведениями конструктивистов и супрематистов. Кроме того, когда я перешёл от работы с буквами к созданию иллюстраций с лицами и персонажами, геометрические формы позволили мне чётко выстраивать объекты.

И ещё один момент: при рисовании больших работ на стенах для создания чётких контуров я использую малярную ленту, поэтому прямые линии делать намного проще и быстрее, чем изогнутые.

Artifex: В школе вашими любимыми предметами, наверное, были геометрия и черчение?

Да, мне нравилась геометрия, я даже выбрал этот предмет в качестве выпускного экзамена и сдал его на «отлично». В школе черчения у меня не было, но я восполнил это в институте, где был предмет «начертательная геометрия», знание которого мне пригодилось в дальнейшем.

Artifex: Почему чаще всего вы изображаете именно людей с геометрическими лицами?

В 2009 году я познакомился с дуэтом Interesni kazki из Киева, их творчество и образ жизни произвели на меня большое впечатление и поспособствовали смене направления в моих работах. Глядя на их произведения, я осознал, что графика с буквами интересна ограниченному кругу зрителей, как и граффити в целом. А я хотел, чтобы мои работы были понятны и интересны более широкой аудитории, именно поэтому я переключил своё внимание на образы людей. Что касается геометричности, мне нравится передавать форму лица, головы и других объектов при помощи упрощённых форм, искать лаконичные способы их изображения.

Artifex: Каким образом вы добиваетесь эффекта геометрии в граффити? Ведь на улицу нельзя взять с собой огромную линейку.

Сразу хочу пояснить, что граффити – это написание на стене своего псевдонима или названия команды. Я занимался этим с 2000 по 2009 год. После этого я какое-то время вообще ничего не делал на улице. То, чем я занимаюсь сейчас, рисуя на стенах, правильнее называть монументальной графикой.

 

Artifex: Спасибо за пояснение!

Возвращаясь к вашему вопросу, буквы я всегда рисовал от руки. При определённом навыке владения аэрозолем и достаточном количестве времени вы сможете изобразить что угодно. Как я уже сказал, сейчас при создании масштабных работ я использую малярную ленту. Она позволяет добиться идеально прямых линий и очень сильно экономит время. Это важно, так как аренда подъёмников стоит денег, и каждый день рисования всегда на счету.

Artifex: В одном из интервью вы сказали, что граффити — это эгоистичная штука, потому что человек постоянно пишет своё имя. А сколько раз примерно вы написали своё имя за всё время творчества?

Несчётное количество раз. И если рисунки на стенах ещё можно посчитать, то количество эскизов на бумаге и тегов на улицах − нереально. Для примера, с 2001 по 2006 год я заполнил эскизами со словом Aske десять канцелярских папок для бумаги и альбомов — у меня в Инстаграме даже есть их фото.

Artifex: Вы решили совмещать граффити с графическим дизайном, чтобы не быть эгоистом?

Дело в том, что если вы хотите развивать собственное творчество, то рано или поздно вам надоест писать одно и то же, пусть даже разными способами. Так было и со мной. А после того как я попробовал себя в типографике и иллюстрациях с использованием букв, я понял, что и этот этап пройден, нужно двигаться дальше. Сейчас я уже думаю о том, что придёт на смену геометрии и фанерным произведениям. Вообще, если проследить за моим творчеством, то можно заметить, как оно постепенно меняется. Я специально не удаляю с сайта свои старые работы, как это делают многие художники. Я хочу дать возможность зрителям проследить, каким путем я шёл с 2003 года.

Artifex: Я читала, что вас вдохновляет научная фантастика. А любимая книга в этом жанре у вас есть? Почему именно она?

В детстве меня очень впечатлил рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром»: зацепила идея, что один случайный шаг человека может изменить весь мир. Ещё я бы упомянул его книгу «451 градус по Фаренгейту», а также рассказы Роберта Шекли и социальную антиутопию Евгения Замятина «Мы». В научной фантастике меня всегда поражала невероятное воображение авторов, которые придумывают несуществующие вещи и концепции мироздания. Я даже где-то читал, что китайцы, которые известны своей страстью к копированию, изучали вопрос креативности и успеха американской IT-индустрии и выяснили, что большинство опрошенных американских изобретателей в отличие от китайцев в детстве увлекались научной фантастикой.

Artifex: И последний вопрос: в каком направлении вы планируете развиваться дальше?

Я хочу больше участвовать в выставках и в следующем году организовать персональную экспозицию. Я буду стремиться к тому, чтобы моё творчество в чистом виде приносило мне не только удовольствие, но и весомый доход. И я был бы очень рад, если бы моим знакомым художникам удалось сделать то же самое — сейчас для этого много предпосылок. Хочу продолжать экспериментировать и развиваться творчески.

 

Также я являюсь основателем и главным редактором некоммерческого онлайн-издания «Ультрамарин»: вместе с группой единомышленников мы уже шесть лет освещаем всё самое интересное из мира граффити, уличного искусства и культуры. По мере возможностей я буду продолжать работать над изданием и, возможно, попробую параллельно организовать какой-то бизнес. Время покажет.

Artifex: Дмитрий, благодарю вас за очень интересный разговор!