Творчество этого художника не настолько популярно, как творчество некоторых других его современников, но история американского искусства помнит о нем, как о «последнем реалисте» или «Лоусоне, рисующем раскрошенными драгоценными камнями».

Долгое время о пейзажисте канадского происхождения Эрнесте Лоусоне (Ernest Lawson, 1873-1939) говорили как о ведущем американском импрессионисте. Назвать это справедливым язык не поворачивается, ведь никто тогда не принимал во внимание, что художник за довольно короткое время нашел собственный стиль, который балансировал на грани импрессионизма и реализма. При этом Лоусону хватило таланта для того, чтобы не уйти с головой в одно из этих направлений.

Для своих работ Эрнест Лоусон использовал исключительно яркие масляные краски, которые внушительным слоем наносил на полотно, а за основу сюжета брал идею существования мира, находящегося на грани исчезновения.

 

Свою манеру письма мастер начал формировать еще в 1891 году, когда уехал в Нью-Йорк и вступил в Лигу студентов-художников. В этот период Лоусон постигал искусство под чутким руководством Джона Твахтмана, который и открыл молодому пейзажисту глаза на импрессионизм.

Со своим идейным наставником Эрнест Лоусон еще несколько лет работал в летней школе в Коннектикуте, а затем отправился во Францию, где учился в Академии Жулиана у Жан-Поля Лорана и Бенжамена-Констана. На этом путешествие молодого художника не закончилось, и он двинулся на юг Франции, где стал заниматься пленэрной живописью и завел знакомство с английским импрессионистом Альфредом Сислеем и британским писателем Сомерсетом Моэмом. Последний, как считают, скопировал с Эрнеста Лоусона главного героя своего романа «Бремя страстей человеческих».

Франция принесла художнику не только новых друзей, но послужила активному развитию творческой карьеры Лоусона. Свои картины он выставлял в Салоне, и о нем уже стали говорить в обществе, но к тому времени мастер уже решил вернуться в США.

На родине художник стал работать над тем эстетическим стилем на грани импрессионизма и реализма, которым позднее громко заявил о себе. В погоне за вдохновением Лоусон исколесил почти всю страну и за недолгое время успел посмотреть Нью-Гэмпшир, Новую Шотландию, Канзас, Колорадо, Теннеси, Нью
Мексико, Коннектикут и Флориду, где писал безлюдные пейзажи. Там он подружился с художниками из «Школы мусорных ведер», которые изображали повседневный быт рабочих из бедных кварталов Нью-Йорка. Лоусону нравилось следить за творчеством мастеров этого направления, но сам он не любил драматизма в изображении городской жизни.

Участвуя в выставке современного искусства «Армори шоу», Эрнест Лоусон не отказывался от тенденций реализма и импрессионизма, хотя и стал проявлять интерес к постимпрессионизму, увлекшись творчеством Сезанна. В 1907 году последовала первая персональная выставка, состоявшаяся в Пенсильвании в Академии изящных искусств. Художник получил награду Academy's Annual за зимний пейзаж, а через год Эрнест вместе с товарищами образовал свое творческое объединение.

Среди тех, с кем Лоусон дружил в 1908 году, были Уильям Глакенс и Роберт Генри. Вокруг этой троицы формировалось сообщество художников, которое стало известно под названием «Восемь». Члены группы выражали протест против узости вкуса и ограничений на выставочную деятельность Национальной академии дизайна, где позже Эрнест Лоусон «дослужился» до звания академика.

У него по-прежнему было много времени на рисование, им художник продолжал заниматься до конца жизни. В последние годы Лоусон отдал свои силы на изображение флоридских пейзажей и выполнил роспись почтового отделения в одном из городов штата Нью-Джерси.

Хотя творчество уже не спасало Эрнеста Лоусона от глубокой депрессии. Вероятно, такое психическое состояние художника стало причиной тому, что родные и друзья посчитали его загадочную гибель во время купания в Майами-Бич самоубийством.