Во-первых, пользуясь случаем, хочу признаться в любви к актрисе Ирине Горбачёвой. Я подписан на её Instagram и слежу за её творчеством. Высокая, с коровьими глазами и подростковыми чертами лица - она является одним из моих идеалов женской красоты.

Во-вторых, хочу признаться в любви и ко всем остальным русским людям (национальность здесь и далее не имеет значения), которые разделяют со мной большую, мёрзлую, неуютную территорию под названием Россия, огромную страну, раскинувшуюся на пол-Европы и пол-Азии, распятую на множестве географических широт и параллелей. Я признаюсь в любви, потому что невозможно после просмотра нового фильма Бориса Хлебникова «Аритмия» не полюбить свой народ - снова и сильнее.



«Аритмия» – это фильм о простых русских людях. «Фу-фу-фу, русским духом пахнет», – интеллигентски поморщился бы здесь автор «Нелюбви» Звягинцев. И «Аритмию» в противовес его «Нелюбви» можно смело бы назвать «Любовь». Это фильм про любовь к простым русским людям, смешным, нелепым, одутловатым, с носами картошкой, обрюзгшим и высохшим, в неизменном спортивном трико, пожилым, молодым и совсем маленького размера, толстым и худым, угрюмым и добродушным, простым и сложным одновременно, людям, охваченным мрачным весельем и восторженной тоской, людям, которые до сих пор смотрят «Поле чудес» и ищут спустя десятилетия одноклассников в «Одноклассниках». Людям, как будто сошедшим с полотен Босха (мы - русские, с нами Босх!).

Ведь без любви невозможно прожить на этом леденящем душу северном пространстве, под этим свинцовым небом, среди тоскливых берёз, мёртвых, жухлых газонов, унылых бетонных кубов новостроек и покосившихся заборов, турецких ковров на стенах и облезлых, сбившихся в испуге, сервантов на кухне. Среди кирпичных морд начальства и сильных мира сего, взирающих на нас из чёрной дыры телевизора. Ведь с любовью мы будем выживать несмотря ни на что.

 

И поможет нам выжить врач подмосковной «Скорой помощи» Олег, главный герой фильма. Олег ежедневно борется со смертью, которая может прийти внезапно в виде инсульта, инфаркта, приступа аллергии или шального ножа под ребро. Он вместе с небритым ангелом-санитаром приедет, сделает инъекцию, наложит кислородную маску и жгут, сделает дефибрилляционный удар и нужный надрез, и мы останемся жить дальше. «Страна 03» - можно придумать ещё одно название для этого фильма, чтобы вспомнить «Страну ОЗ» Сигарёва – ещё одного великолепного трагикомического фильма о российской действительности.

У Олега, как и у нас, много проблем. Проблемы на работе, проблемы с алкоголем, проблемы в семье. Но, несмотря на спущенные сверху идиотские инструкции, абсурдные разнарядки и сложные отношения с женой (жену играет Ирина Горбачёва – лав, лав, лав!), Олег изо дня в день побеждает смерть. Сильные, пронзительные сцены ждут зрителя.

 

 

Главный герой «Аритмии» не идеален. Он не похож, например, на «Дурака» Быкова, он не какой-нибудь Ахилл, не титан, борющийся с вопиющей несправедливостью. В фильме отсутствует ложный пафос, врач скорой помощи Олег - не святой, он простой человек, делающий свою непростую работу, но в этой его несвятости такая святость и благородство, что мало не покажется.

Вообще, надо сказать, что постоянные слухи о смерти российского кино сильно преувеличены. Наш кинематограф успешно преодолел энтропию конца 80-х и начала 90-х, уже меньше всех этих шлюшных «Маленьких Вер», сальных комедий с Кокшеновым. Фильмы Хлебникова, да и перечисленных выше режиссёров, Быкова, Сигарёва и Звягинцева (пусть и первый «квадратен» в своих картинах, а последний не любит русский народ) даёт веские основания, что российский кинематограф, подобно птице Фениксу, всегда может возродиться даже после длительной клинической смерти. Это необъяснимое явление. Несмотря на государственную слабость культурной политики, отсутствие финансирования, всегда неожиданно появляется «географ, который пропьёт свой глобус».

В заключение хочется сказать спасибо режиссёру за последнюю сцену. Это высшее мастерство, действительно, очень хорошо.