Вообще-то, в шахте пить категорически запрещено. Если тебя обнаружат в шахте на рабочем месте в нетрезвом виде, – а в шахте из-за вентиляции запах алкоголя быстро разносится – то тебя уволят тут же. Стопроцентно. Я это хорошо знаю, так как сам добывал уголь на Крайнем Севере четыре года. Но Эмиль, главный герой датской картины «Зимние братья» (режиссёр Хлинур Пальмосон), игнорирует производственные правила и инструкции. Он не только сам пьёт, работая под землёй, но и спаивает своих товарищей-шахтёров самогоном собственного изготовления.
Я уже писал об этом фильме, когда вёл для читателей Artifex.ru дневник Московского международного кинофестиваля весной этого года. Тогда я посмотрел эту картину впервые, а сейчас «Зимние братья» вышли в российский прокат, и я очень хочу, чтобы вы, дорогие читатели Artifex.ru, обязательно этот фильм нашли и посмотрели, пока он идёт в кинотеатрах.
Почему? Ответ простой. Потому что хорошие фильмы – редкость сегодня, а этот фильм больше чем хороший. После просмотра очередного голливудского суррогата в прокате (Голливуд должен быть разрушен – не устаю это повторять) уже думаешь, что всё – хана, разучились люди кино снимать. Этот пессимизм обманчив, потому что талантливые режиссёры есть, и их немало, но их фильмы можно в основном встретить только на фестивалях или в ограниченном прокате. Или скачать в сети. И ,когда посмотришь нечто подобное «Зимним братьям», удивляешься – блин, какой же всё-таки чудесный феномен культуры – кинематограф.
Вернусь к конкретному явлению этого чуда, «Зимним братьям», и вкратце перескажу сюжет.
Эмиль – забавный и непутёвый парень. Он вместе с братом живёт в бытовке и работает на шахте. На работе он идиотничает, без шуток мимо начальства и коллег не проходит. Он влюблен в девушку, и самогоном он барыжит среди шахтёров, в том числе чтобы сделать и ей подарок. Для своего «производства» он ворует на работе химикаты.
Но всё в один момент идёт у Эмиля наперекосяк. Один шахтёр, который постоянно покупал сивуху, умирает, и есть большие подозрения, что виной тому самопальная огненная вода. Рабочие бригады ополчаются против Эмиля, он становится изгоем. С работы его выживают, а с его девушкой спит родной брат. Вот такая вот беда.
Я не побоялся стать спойлером, потому что не сюжет здесь заслуживает внимания. Он в данном случае выполняет только роль скелета, на который режиссёр нарастил сочный, красочный видеоряд.
Есть кино, где основу составляет сценарий, повествование, рассказ. Таких фильмов, наверное, большинство. Но гораздо сложнее задача передать эмоцию и атмосферу, да и сам сюжет, с помощью монтажа картинок. И если режиссёр справляешься с этой задачей, то однозначно получается шедевр. Как, в случае, с «Цветом граната» Параджанова – думаю, упоминание этого гениального режиссёра здесь вполне уместно.
Именно с помощью яркого видеоряда датский режиссёр в «Зимних братьях» и показывает внутренний мир своего героя, его переживания, его экзистенцию. Слова, диалоги, фабула – в этом кино второстепенны.
Какие там картинки! Это просто праздник, восторг, волшебство! Коробки промышленных зданий на фоне зимнего пейзажа, дрожащее созвездие шахтёрских фонариков в темноте, бег в заснеженном лесу – каждый кадр приносит эстетическое наслаждение! У автора этого фильма, Хлинура Пальмосона, изумительный и оригинальный киноязык. Великолепная операторская работа, отличный звуковой монтаж. Видно из каждой сцены, что автора «прёт». Актёры превосходные, многие известны по скандинавским сериалам. И невозможно в это поверить, я забыл упомянуть: это фильм-дебют, это первая работа режиссёра в кино.
«Зимние братья» – фильм-импрессия. Не пугайтесь ярлыка арт-хаус, этот фильм по-хорошему экспериментален. В нём даже имеются элементы порно – может быть хоть этим я смогу вас заинтересовать.