Ён Сан Хо – это талантливый мультипликатор из Сеула, чьи работы стали желанными на фестивалях не только в Азии, но и в Европе. Думаю, что его уже называют южнокорейским Хаяо Миядзаки. Но я так не считаю, тем более, что хочу поговорить не о его мультфильмах, а о первом полнометражном фильме.

Сам факт того, что Ён Сан Хо решил выйти на смежную профессию, говорит о том, что он уже изначально готовил свой первый фильм для фестивалей. Такое ощущение, что он открыл рецепт, а потому добротно последовал ему – и не прогадал! Но добротность и рецептура – первейшие враги гениальности, а потому мы будем говорить просто о хорошем фильме.



«Поезд в Пусан», на первый взгляд, - это фильм о зомби-апокалипсисе, а по сути - о социалистически-конфуцианских благородных мужах и прозападно-капиталистических низких людях. Такое ощущение, что Ён Сан Хо издевается над самой сердцевиной Запада, над детищем Гоббса и Локка – либерализмом. Он как будто бы говорит, что если человек человеку - зомби, то останутся только зомби, а если нам угодно остаться людьми, то нужно сохранить социальные устои. Причём не на внешнем уровне морали, а на внутреннем уровне доброты и человеколюбия. Как выразилась маленькая девочка, главная героиня этого фильма, «у человека должно быть сердце». По ходу, только наличие сердца и отличает человека от зомби, хотя они и любят пожирать наши компрессоры для крови.

Ён Сан Хо считает, что Дарвин, конечно же, был прав со своим естественным отбором, но человек будет сильнейшим, пока он существует в племени (социуме), объединённом тем самым «сердцем».

Именно потому, что у корейцев получается снимать такое социальное кино, за ними с интересом наблюдают все фестивали мира. У самих-то уже не “выстреливает”, а кто-то эту канарейку по шахте запускать должен. Скажем, ни один русский с багажом советского кино ничего подобного снять не сможет.

 

 

Теперь о самих зомби. Если их отец Джордж Ромеро в далёком 1968 году избавил мертвецов от мистического содержания и превратил их в тупое и неуклюжее пушечное мясо, то Ён Сан Хо наделяет их если не ловкостью ниндзя, то скоростью. Теперь от них нельзя убежать, а можно лишь на непродолжительное время оторваться.

Интересно было увидеть, как достигается противоестественность движений зомби. Их снимали в обратном порядке, потом прокручивали в прямом, да ещё на скорости. В общем, привет от Дэвида Линча!

Но куда больше меня поразила их скорость, к которой вполне употребимо определение “чумовая”. Именно с такой скоростью инфекция распространяется по всей Южной Корее. Зомби подобно библейской саранче наводняют города ещё до того, как главные герои понимают весь масштаб проблемы, не говоря уже о том, чтобы принять хоть какое-то решение.

Ну как тут не вспомнить, как генуэзский корабль с чумой пристал в гавани Марселя, и «чёрная смерть» выкосила треть Европы? И, судя по тому, как активно человечество экранизирует зомби-апокалипсисы, оно жаждет чумы XXI века, чтобы перевернуть страницу постиндустриализации и постмодернизма и начать всё сначала.