Уличное искусство с момента своего появления стало объектом нападок и непонимания со стороны властей и общества. Одни считали рисование на фасадах домов неприемлемым и диким, другие равнодушно сосуществовали с ним, третьи же и были творцами.

Со многими из уличных художников мы все знакомы давно. Каждый внимательный житель не раз обращал внимание на повторяющиеся в разных уголках столицы рисунки и надписи. Примелькавшиеся желтые листочки, например, сами представили своего автора: Костя Август.

 

Корреспондент Artifex Хельга Щетинина встретилась с художником, чтобы поговорить о его творческом становлении и стрит-арте.

Artifex: Что послужило для тебя мотивацией к рисованию на стенах?

Повлияли путешествия за границу с родителями. В Европе я видел множество рисунков и тэгов. Особенно я уважал тех, кто в том или ином городе встречался на каждом углу. И, наверное, моей настоящей мотивацией тогда стала идея, что за счёт граффити я подниму себе самооценку и получу признание, если так же буду рисовать в Москве на каждом углу. Сейчас я хорошо понимаю и могу сформулировать этот мотив, но тогда, в 1998 – 2000, рисование на улице мне казалось каким-то своеобразным таинством. Я нашёл что-то выделяющее и возвышающее меня над другими людьми. Мне нравилось, когда одноклассники говорили, что видели мои надписи. Нравилось приезжать в магазин на Тимирязевской за краской, где, оказывается, почти все встречаемые там граффитчики были знакомы с моими художествами. Это придавало мне стимул рисовать ещё больше. Но если дело было бы только в признании через граффити, то сегодня я точно занимался бы чем-нибудь другим.

За первые несколько лет я перепробовал почти всё, что только можно изображать: от простеньких бомб до персонажей и 3D. Прошло много лет с момента поиска того, на чём именно остановиться в рисовании. Для меня этот вопрос открыт и сейчас, поэтому, наверное, мне до сих пор интересно заниматься граффити. Рисование стало моим увлечением номер один.

Artifex: У тебя, как и у многих известных райтеров, есть отличительный знак — кленовый лист, который ты добавил к своей подписи August. Почему ты выбрал именно такой символ для себя?

Самый честный ответ, наверное: «Не знаю, так вышло». Но я помню, как это было. В мае 2005 года я ехал в трамвае и думал о том, как этим летом проведу несколько месяцев на юге. Представлял, как найду тупик с поездом, где можно будет рисовать днём. И если в этом месте будет достаточно опасно, то можно сделать что-то простое. Я задумался о картинке, которая будет относиться к моему имени. В это время мы проезжали парк. За окном отовсюду торчали ветки, и я решил взять лист за основу. Я испробовал разные формы, но быстро пришёл к той, которая осталась и по сей день. Мне показалось, что имя «Август» идеально сочетается с таким логотипом. Многие считают, что лист кленовый. Но это не так. Я не знаю, есть ли у растений идентичные формы, но отдалённо он напоминает виноградный. Возможно, на меня повлияла работа на виноградниках.

Artifex: На твоих рисунках виден отточенный стиль, по которому тебя и узнают. Было ли это чьё-то влияние, или же твой стиль — компиляция, собранная за годы райтерства?

Технику я считаю полностью своей, сложившейся за годы. У меня было много ошибок: например, первые шрифты я сначала контурил, а потом заливал. Но, поняв, что так запыляется контур, стал делать наоборот. Говоря о каких-то идеях и формах – конечно, я воровал из чужих рисунков, но моему Эго обязательно важно было трансформировать это во что-то своё.

 

Artifex: Ты всегда работал один или есть опыт работы в команде?

Для меня в первую очередь важно доверие и активность участников. Я был в нескольких командах. Первые коллективы нет смысла даже называть, они просуществовали недолго, и толком ничего путного из них не вышло. В 2008 году я пришёл в INFLUX. Некоторое время мы много рисовали вместе, но довольно скоро наши дороги разошлись. В 2009 году мы с другом создали команду SLUT. Мы быстро себя зарекомендовали и в общем архиве имеем большое количество стен и поездов. На сегодня как командный игрок я не активен. В последние года два наши взгляды начали расходиться: например, я перестал рисовать на поездах и скептически стал относиться к классическим шрифтам, но мы продолжаем общаться и временами все же рисуем вместе.

Artifex: Какие видишь преимущества в командной работе?

Безусловно, команда многое может дать, она может даже стать второй семьёй. Если брать только рисование, то тут много преимуществ. У группы людей всегда больше идей. Вместе можно быстрее нарисовать. Кто-нибудь может постоять на карауле или поснимать. Команда общается с большим количеством людей и нарисует суммарно больше, чем один человек. У участников может быть разный взгляд и разносторонний подход, разная техника. Всё это отлично дополняет друг друга.

Artifex: Некоторые твои рисунки имеют политический намёк: вскрывают двуличность общественности и обнажают непристойные стороны государства. Почему для тебя это так важно?

Наверное, потому что я с этим сталкиваюсь ежедневно. Например, в квитанции за квартиру каждый месяц теперь почти 1000 руб. уходит в счёт капитального ремонта. В моём доме 216 квартир, то есть за год можно собрать около 2,5 миллиона с дома. Имея такую сумму, вполне можно было бы выложить все подъезды гранитом. Но на деле у меня обычный подъезд с запахом от мусоропровода, пустыми бутылками на этажах и ремонтом многолетней давности. И бесит меня то, что я обязан отдавать эту тысячу в месяц.

 

И, знаете, я прекрасно понимаю, в какой стране я живу, и как у нас всё происходит. Рисунки мало что изменят, но через них выходят мои чувства. Поэтому на социальные темы рисунки простые, в основном двухцветные, мне просто важна их идея.

Artifex: Любое дело для создателя несёт какую-то важность, некий сакральный смысл. Что считаешь особенно ценным в своём деле?

Есть один очень-очень важный момент для меня, который остался с детства. Так как я уличный художник, для меня важно ощущение того, что я есть в том или ином месте благодаря рисункам, которые там оставил. Это именно чувство, чувство присутствия.

У меня есть надежда, что мои рисунки так же для кого-то важны, как и для меня работы других художников. Постараюсь объяснить. Недавно я был в Париже и, гуляя по улицам, видел много работ Space Invarder в разных частях города. Представлял, как он ходил ночью по тем же улицам, по которым сейчас иду я. Мне было интересно, как ему удалось повесить свою мозаику высоко на оживлённом перекрёстке. По его рисункам я запоминал улицы. Мне приятно было наблюдать работы, которые я ещё не видел. Я встречал их, как старых друзей.

И, конечно, я очень ценю время, проведённое в городе ночью. Лучше всего быть одному: мало машин, почти нет людей, чувство спокойствия и свободы. Этого нет днём, при свете и суете всё довольно поверхностно, всё время что-то отвлекает. Только ночью можно почувствовать настоящую глубину и суть.

Artifex: Как можешь охарактеризовать развитие граффити-культуры в Москве и России в целом?

Если говорить о Москве и представить себя сторонним наблюдателем, то можно подумать, что граффити практически нет. Только зайдя в какой-нибудь глухой двор, можно найти рисунки. Или прокатившись по железной дороге, но даже там с ними достаточно активно стараются бороться. В последние годы всё очень быстро закрашивают. Несколько лет назад такого не было. При этом рисующих огромное количество, и их появляется всё больше. Есть достаточно молодые художники с интересными идеями. Ещё важный пункт: с того момента, как я начал рисовать, два поколения художников точно сменилось, а это значит, что у московской граффити-культуры есть уже своя сложившаяся история. Кстати, как и во многих крупных городах России. Если говорить о развитии страны в целом, то по уровню мы догоняем страны, в которые граффити пришло на много-много лет раньше.

Artifex: Как ты считаешь, что способствует этому развитию, или что могло бы способствовать?

Определённо, развитию культуры способствуют иностранные сцены более высокого уровня. Самое удивительное, что отказ от иностранной сцены способствовал бы ещё большему развитию. Это могло бы дать возможность формирования в стране собственного стиля. Пока российское граффити, за редким исключением, - это хорошая выжимка из всего нарисованного в других странах. Для меня отличительный признак сформировавшейся сцены — когда стране присущи какие-то характерные черты. У нас их пока нет.

Artifex: Берлин для тебя является топовым городом по развитию культуры стрит-арта. Почему именно он?

Я бы так не сказал. Когда только начинал рисовать, и появился интернет, как-то так сложилось, что я стал интересоваться именно Берлином. Я знал несколько сайтов с огромным количеством поездов и стен оттуда, и мне они очень нравились. Ещё нравился Париж: на это повлияло то, что сестра моего друга уехала жить во Францию, и мне перепадали оттуда печатные граффити-издания. У этих городов есть собственные стили.

Помню, как я покупал первую кассету с граффити-видео. Это было наискучнейшее видео FX-crew: известные американцы рисуют на легальных стенках вымученные продакшены с вайлдами (стиль граффити — прим. редакции) и о чём-то болтают. У меня до сих пор есть ощущение, что в Америке только считанные единицы художников как-то прогрессируют. Остальные погасли, оставшись на уровне вайлдов на товарняках, продакшенах с теми же вайлдами и с бесконечным количеством флопов (также стиль граффити), в которых формы букв одни на всех. Увидев европейские стили, я посчитал, что будущее за ними.

Сегодня в каждой развитой стране из общей массы уличных художников можно выделить лишь небольшой процент по-настоящему интересных, придумывающих что-то новое, развивающихся. Остальные делают пародии на других или просто создают массовость граффити в городе. Не скажу, что мне не нравится визуально, но с точки зрения развития я считаю это тупиковым путём. Исходя из этого, у меня нет топового города, но есть художники, которые нравятся.

Artifex: Посещали когда-нибудь мысли уехать из страны на время или вообще на ПМЖ?

Я терпеть не могу зиму, в прошлом году уезжал на 4 месяца в Азию и остался в восторге. В этом году собираюсь опять, и с удовольствием делал бы так каждый год. Говоря о ПМЖ: не знаю, всё равно я бы хотел находиться какое-то время в России. Мне есть чем заниматься здесь, у меня живут тут родные. Но я мечтаю иметь ещё какое-нибудь жильё в тёплых краях. Родители с детства говорили, что в России может в любой момент произойти всё что угодно. Я подрос и стал полностью согласен: нужно быть готовым и к тому, что может понадобиться срочно уезжать. И лучше, чтоб было куда.

Artifex: Очевидно, что стрит-арт стал твоим делом жизни, хотя у тебя было множество различных увлечений. Что-нибудь ещё осталось в списке хобби на настоящий момент?

Мне нравится путешествовать, но это плотно сопряжено с рисованием, назвать это отдельным хобби было бы нечестно. Есть вещи, которые просто доставляют удовольствие: чтение, езда на машине, пешие прогулки.

Artifex: Поведай о планах на ближайшее время.

Уехать в Азию на зиму. На ближайшее время у меня нет в планах каких-то конкретных мероприятий, поэтому за зиму будет время поискать события, в которых интересно было бы принять участие в следующем году. Есть несколько идей по самореализации, но о них не хотел бы пока говорить.

Artifex: Что способно заставить тебя улыбаться, когда грустно?

Жена умеет рассмешить и смешные картинки из пабликов.

Artifex: Костя, спасибо огромное за интересное интеревью!