«Природу нельзя застигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна»

© Ральф Эмерсон

Почему природа всегда так безоговорочно красива? Почему голубое небо, закаты и восходы, луга и поля так нравятся людям? Наверное, потому что она притягивает нас гармонией, к которой стремится каждый человек. Сегодня мы познакомим вас с фотографом Егором Никифоровым, которому удается в одном кадре показать зрителю единство красок, звуков и природных явлений.

Кроме обычной съёмки, Егор увлекается ночной анималистикой. Для этого фотографу иногда приходится быть «ученым». Ведь, чтобы сфотографировать свою «модель», нужно постичь характер и поведение животного, а для этого нужно пролистать немало научной литературы.

 

 
Корреспондент Artifex Светлана Гаспарян получила возможность побеседовать с Егором Никифоровым о его работе.

Artifex: Расскажите немного о себе, как вы стали заниматься фотографией?

Я родился и вырос на юге России. Уже в раннем детстве я проводил много времени в туристических походах. Наверное, это и стало той отправной точкой, которая определила мои увлечения, профессию и образ жизни.

В школьные годы, когда я взял в руки фотоаппарат, для меня он был всего лишь инструментом фиксации того, что увидел глаз юного орнитолога. А потом пошло-поехало: поездки, самостоятельный путь в изучении классических законов фотографии, объединение тревел-фотографии с анималистикой и поиск собственного стиля.

Artifex: Вы посещали фотокурсы?

Нет, я никогда не учился в фотошколах. И отношусь к ним весьма скептически, потому что основы управления техникой, законы геометрии, цвета и света можно почерпнуть из классической литературы. Другое дело, что такой подход занимает очень много сил и времени. Зато есть шанс сформировать собственный стиль, а не становиться чьим-то подражателем.

Artifex: В каком жанре вы предпочитаете работать?

В настоящее время у меня два увлечения в фотографии: первое – ночная фотография (ночной пейзаж, ночная анималистика и, не побоюсь этого слова, ночная арт-фотография), и второе – подводная и полуподводная съемка. Мои текущие проекты сводятся к этим жанрам.

Также я люблю снимать в инфракрасном спектре: как на цифровую камеру, так и на пленочную. Под настроение я снимаю на пленку. Чаще использую форматный слайд, потому что это дисциплинирует фотографа и заставляет вдумчиво подходить к процессу съемки. На пленке же я люблю многократное экспонирование нескольких изображений на один кадр.

Artifex: Анализируете ли вы работы других авторов, работающих в вашем жанре?

Современные технологии не стоят на месте, и фотоиндустрия выпускает новые технически совершенные инструменты. Теперь можно снять почти все что угодно, а вот придумать принципиально новое – сложно. Просто красивая картинка является «бессмертной классикой», но зрителю она уже приелась, и он жаждет чего-то большего. Я думаю, что в фотографии дикой природы сейчас происходит кризис идей. Наша же задача, как фотографов, – найти нечто новое.

Artifex: Работы каких фотографов оказали влияние на ваше творчество?

К экспериментам в фотографии меня подтолкнули книги Ли Фроста «Светофильтры в фотографии» и «Творческая фотография». Также сильное влияние на меня оказала работа Алексея Зайцева «Подводная фотография». По ней я учился азам этого специфического направления съемки.

Большое влияние на мое творчество оказал известный российский фотограф – штатный фотограф National Geographic Виктор Лягушкин, показав на мастер-классах, что значит выполнять проект на сто процентов!

Artifex: Что помогает вам становиться лучше: критика, советы коллег, анализ чужих работ, мастер-классы?

Честно говоря, критика очень полезна лишь на определенной стадии становления фотографа. А потом она может стать тем якорем, который удерживает большой корабль от дальнего плавания, и помешать будущему развитию.

Сейчас на меня большое влияние оказывают крупные фотоконкурсы – они всегда подталкивают меня сделать новый шаг в творчестве. Даже неудача на том или ином конкурсе стимулирует меня к развитию, не говоря уже о победе. А другие работы, увиденные на выставке, могут подсказать интересные технические решения. Я говорю не о плагиате, а об элементах технических решений или идей.

Artifex: Не могли бы вы рассказать о своих любимых местах в России?

Россия столь велика и разнообразна, что назвать какие-то отдельные места очень сложно. Есть у нас потрясающей красоты нетронутые уголки природы. От заоблачных вершин кавказских гор и степей западного Крыма до суровой безмолвной красоты Хибин или побережья Баренцева моря на Кольском полуострове. Камчатка, Кавказ, Крым, Кольский полуостров, Урал – все это дивные уголки, на исследование и любование которыми можно потратить всю свою жизнь, а возвращаясь к ним, вновь и вновь открывать все новые места.

Artifex: Нужно ли много путешествовать, чтобы делать красивые фотографии?

На самом деле, хорошие кадры можно и нужно делать недалеко от того места, где живешь. Наверное, трудно в это поверить, но большая часть моих конкурсных работ снята недалеко от родного Новороссийска, буквально в соседнем межгорном распадке. Возможно, при столь широкой географии поездок по России это удивит. Но в этом нет ничего странного. Если место съемки хорошо знакомо, то можно выбрать оптимальный свет, точку съемки, ракурс, легко найти коренных обитателей. А самое главное - можно оперативно вернуться на это место и исправить ошибки, допущенные в предыдущем кадре. Именно доступность, хорошее знание объекта и местности играют огромную роль в удачном кадре.

Artifex: Как вы готовитесь к съёмке? Рисуете кадр в воображении, а потом ждёте подходящего света? Или выстраиваете кадр на месте?

К настоящей фотографии я готовлюсь долго, подготовка может занять целый год. Потому что я заранее продумываю идею и полностью представляю будущий кадр, затем прорабатываю творческие и технические стороны. Потом я занимаюсь поисками подходящего места. А когда определюсь с выбором объекта съемки, то начинаю изучать его поведение, привычки и места распространения. Затем я делаю большое количество дублей в разных условиях, чтобы найти тот единственный кадр, который на все сто процентов соответствует моей первоначальной задумке!

В подборке конкурсных работ у меня почти отсутствуют случайные кадры, выполненные по принципу – «увидел и снял». По моему убеждению, именно такая детальная проработка идеи и дает положительный результат!

Artifex: Расскажите о самой запомнившейся съемке, есть ли такая?

Чаще запоминаются съемки, связанные с физическими трудностями. Порой приходилось долго и мучительно ползать за ежом по ночной степи или по уши изваляться в грязи, ловя удачный кадр с лягушкой. Приходилось даже окунуться в воду с двумя градусами тепла, чтобы запечатлеть дивный подводный мир Камчатки. Именно такие моменты сильнее всего и врезаются в память.

Artifex: Ходите ли вы снимать в одиночку или у вас есть единомышленники?

Как правило, это одиночные съемки, потому что фотографу дикой природы сложно найти единомышленников. Да и секреты съемки мы не очень любим раскрывать. В основном над серьезными проектами я работаю в одиночку.

Моей основной профессией является организация фототуров и проведение больших совместных съемок с целью обучения. Вот тогда мы едем фотографировать красивые места большой группой.

Artifex: В каких фотовыставках в России и за рубежом вы принимали участие?

Первым по-настоящему серьезным успехом в моем творчестве я считаю финал пятой «Золотой Черепахи» в студенческой номинации и участие моей работы в Манеже в 2008 году. Уже тогда эта работа была выполнена объективом fish-eye (рыбий глаз). Далее этот тип оптики стал для меня одним из основных инструментов. После первой удачи было еще несколько финалов на «Золотой Черепахе», в том числе и во взрослой номинации. Я побеждал на выставке «Дикая природа России», которую проводил журнал National Geographic, и выходил в финал конкурсов «Самая красивая страна» РГО, The Best of Russia. Затем была небольшая персональная выставка в рамках фестиваля «Первозданная Россия» и ряд менее значимых конкурсов. Из последних достижений - финал одного из крупнейших международных фотоконкурсов Sony World Photography Awards и представление России на выставке в Лондоне.

Artifex: Расскажите подробнее о фотографии с ежиком с выставки The best of Russia.

Всех «карт» раскрывать не стану, скажу лишь, что снимок сделан в степях западного Крыма в районе мыса Тарханкут.

Найти ночью ежа на бескрайних степных просторах не многим проще, чем черную кошку в темной комнате. Особенно, если учесть тяжесть фотооборудования в кофре за спиной. Но нет ничего невозможного. Через несколько часов поисков и безрезультатного хождения по ночной степи легкое сопение выдало местоположение ежика. Ночью это животное активно, поэтому съемка превратилась в безостановочное ползание на животе по степи. Животное дикое, его я никак не удерживал и не мешал свободному перемещению.

 

 

Artifex: Вы использовали Photoshop при обработке кадра?

Технически кадр снят одним экспонированием циркулярным 8мм объективом с применением подсветки переднего плана. Это не мультиэкспозиция и не коллаж.

Artifex: Вы стали заниматься дайвингом из-за любви к фотографии или к подводному миру?

Я увлекаюсь почти всем, что связано с путешествиями. Это горный туризм, зимние лыжи, автотуризм, походы. А также дайвинг, который позже я объединил с мои главным хобби – фотографией. После первых подводных съемок стало ясно, что долго задерживаться под водой на собственном объеме легких невозможно, а глубина и объекты для погружения очень ограничены. Тогда возникла необходимость в освоении автономного дыхательного аппарата.

Artifex: Какие интересные сюжеты удалось запечатлеть?

Мне доводилось погружаться в воды Красного и Андаманского морей. Но больше всего меня впечатлили своим контрастом ледяные воды в районе Камчатки. Там на поверхности холод и пронизывающий насквозь ветер, а под водой – удивительно яркий и живой мир, сравнимый по разнообразию с тропическими водами, но при этом более яркий.

 

 

А обитающие там организмы в разы крупнее своих теплолюбивых собратьев. Абсолютно неожиданный контраст прячут наши северные воды!

Artifex: Что вас вдохновляет как фотографа?

Как фотографа, меня вдохновляет удивительный мир окружающей природы и чудеса мирового океана. Я испытываю умиротворение от такой работы, ведь она дает возможность открывать посредством фотографии нечто новое и интересное!

Artifex: И мой последний вопрос: что бы вы посоветовали людям, начинающим свой путь в фотоискусстве?

  • Не гонитесь за качественной камерой, дорогими объективами – запомните, что снимает не фотоаппарат, а фотограф.
  • Не углубляйтесь в цифровую обработку изображений, а снимайте «здесь и сейчас».
  • Не рассчитывайте на возможность «вытянуть» картинку в графических редакторах, используйте светофильтры.
    читесь снимать фотографию одним кадром, не делайте сотни дублей. Дисциплинируйте себя как фотографа.
  • Перевод картинки в черно-белое не сделает ее шедевром. Вы лишите ее цвета, а это значит, что к свету и геометрии будут более высокие требования. Вам предстоит светом и оттенками серого передать зрителю цвет.

Путь фотографа стоит начинать с изучения классики, в которой есть три столпа: свет, цвет и геометрия. Сначала научитесь снимать качественную картинку. И запомните, что лишь постигнув классические законы фотографии, можно пытаться их нарушать. Пробуйте, экспериментируйте, снимайте в различных жанрах. Только большая практика и наработанный опыт позволят вам сразу видеть нужную картинку, технически решать самые сложные задачи. И тогда вы забудете фразу: «Это невозможно снять!». В фотографии возможно почти все! Успехов!

Artifex: Егор, благодарим вас за уделенное время и интересную беседу!