Реставраторы из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета узнали, как трещины на картинах Старых мастеров позволяют сохранить полотна на долгие столетия. В исследовании они опирались на знаменитую картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза». На ее поверхности были обнаружены множество трещин, которые выглядят неприглядно, но одновременно делают работу устойчивее.

 

 

Оказалось, что сеть трещин позволяет поверхности картины расширяться и сокращаться без отслаивания краски и защищает ее от разрушения. Скошенная поверхность масляных картин, размещенных на деревянных панелях, обладает большей устойчивостью к изменениям влажности воздуха, чем другие холсты. До XVI века большинство произведений были нарисованы именно на деревянных панелях.

Исследуя «Мону Лизу», реставраторы смогли воссоздать состав, который наносили на древесную панель в качестве основы. Если аккуратно использовать его во время реставрационных работ, то можно надолго сохранить стабильное состояние произведения.