Не знаю как вы, но я к сообщениям о смерти каких-то выдающихся людей всегда отношусь не очень. Напишут о них пару строк. Что сделали много, были величайшими, потеря невосполнимая и свечку на аватарку. И всё. Но никто не пытается узнать получше, копнуть поглубже. Зачем? Главное же осведомлённость выказать и добродетелью прикрыться. А остальное…
Ровно 9 дней назад, а именно 7 августа этот мир покинул художник. Аркадий Шер. Я специально не стала ничего писать про это событие в день, когда оно стало известным. Уж очень меня расстроили СМИ, которые обошлись с ним как с инфоповодом, сухим и обыденным.
Практически каждое издание чуть ли не с гордостью сообщило, что узнало о смерти Шера со страницы на фейсбуке его родной сестры. Кто-то даже комментарии попробовал для важности добавить. Вот цитата. Орфография и пунктуация автора сохранены.
«Директор съемочных групп в Киностудия «Союзмультфильм» Бэла Ходова назвала кончину Шера невосполнимой утратой. «Как больно!!! Была отчаянная надежда на выздоровление!!! Уходят наши корифеи!!!», - написала в комментарии к сообщению родной сестры».
А как пишут про этого человека?
«На его счету знаменитые работы «Зима в Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино», «В Стране невыученных уроков», «Как Ослик грустью заболел», «Кот, который умел петь». А также «Приключения Васи Куролесова», «Кот в сапогах»...».
И вот прошло 9 дней и … НИЧЕГО. Я на такое не согласна. Нужно, чтобы вы знали правду. Поэтому давайте начнем с самого начала.
Он художник. Обидно, что везде пишут, что советский. Но рисовал он и после развала СССР. Был и тем, кто творил, и тем, кто управлял. То есть был и прорисовщиком, и ассистентом, и просто художником, и постановщиком. Умудрился даже побывать режиссером. Сделал мультфильм на три минутки, по мотивам одной не очень известной сказки «Случай на болоте». Для очень популярного журнала «Веселая Карусель» (это которая «Начинает рассказ, прокатись на нашей карусеееели»). Вы только посмотрите:
Удивительно, как именно вышла эта экранизация. Она появилась без озвучки. Хотя в сказке Пономаревой, как по мне, очень важна была мысль, которую иначе как озвучкой не передашь. Мальчика хулигана забрала мама, и девочку хулиганку забрала мама, а «Цапля тоже вернулась, но стояла одна. За ней никто не пришел, потому что все у неё были на работе». Шел 1992 год, это отлично передает настроение того времени.
Разве нет?
Но почему Шер решил опустить этот момент и закончить в тишине? Не хочу додумывать, зато дам наводку. Этот человек видел большее в простоте. Вспомните «Простоквашино». Ведь не Шер создал этих героев. Нет, он пришел в проект позже. Но он их изменил. Вы даже мемы наверняка видели на этот счёт, мол, почему у мамы грудь всегда разного размера? А сам художник про все эти странные изменения вот что сказал:
«В третьей серии я совсем обнаглел – кота сделал ещё толще и надел на него шапку»
Давайте начнем с того, что выстроим всю линейку этой сказки с начала. Всего серий не ТРИ и не четыре, как все привыкли думать. Их СЕМЬ. Первая была снята в 1975 году студией «Экран». Туда входили три серии: «Матроскин и Шарик», «Митя и Мурка» и «Мама и Папа». Художником-постановщиком там был Борис Моисеев (нет-нет!! Не ТОТ!), который потом еще «Незнайку» рисовал. И выглядело это вот так:
Потом сняли другое Простоквашино. Тоже из трех серий: «Трое из Простоквашино» «Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино». Но вот состав создателей менялся. Аркадий Шер появился там лишь в двух последних сериях. Его туда пригласили, потому что первый постановщик со сроками лажал. Герой нашей статьи появился на сериях про каникулы и зиму. Первая, где про маму на курорте, которой некуда вечерние платья надевать, и Шарик с фоторужьем. А вторая — про маму, которую по телевизору показывают, и снег, естественно. А вот теперь барабанная дробь. Шеру, который был постановщиком этих двух серий, которые только и делают, что лепят ему как главную заслугу жизни в каждой статье и в каждом некрологе, — этот мультик не нравился. Именно по той причине, что всех его героев искажали:
«Художники-прорисовщики должны были «вести» героев через весь фильм в одном и том же рисунке, но у них не всегда получалось, а некоторые даже халтурили. Глядя на экран, мне было ужасно обидно. Но режиссер Володя Попов говорил: «Нет, это не выпадает из моей концепции». Сколько крупных планов мне пришлось переделывать! Я же сам вышел из прорисовщиков и знал эту работу, как никто, поэтому рассматривал каждую жилочку, каждую полосочку. В других фильмах огрехи не так заметны, но в своих – бросается в глаза. Это ж твоя кровиночка!».
А дальше — больше. То, что сейчас спокойно приписывают ему как заслуги, при жизни заслугами даже не считали:
«Понимаете, я несколько обижен на то, что Эдуард Успенский не воспринимает меня как создателя этих персонажей. Когда стали выпускать книги и плакаты именно с моими рисунками, он заговорил о том, что не я начинал этот сериал. Но я ни те претендую на первый фильм! Да и режиссер Попов был очень тщеславный. Когда мы сдавали «Каникулы в Простоквашино» с переделанными героями, кто-то из приемной комиссии ему сказал: «Володь, молодец! Персонажи стали лучше».
И он согласился. Получается, что не художник их улучшил, а режиссер. Был и другой случай: на обложку журнала «Огонек» пригласили сфотографироваться его, меня и Олега Табакова, озвучившего кота Матроскина. Но в последний момент Володя решил, что с Табаковым будет сниматься один он – так престижней. Попов был очень скуп на похвалы в мой адрес, и высшей «наградой» для меня за все 36 лет работы на студии стала его фраза: «Ты очень заметно вырос!».
Как вам такая история? Деваться было некуда. У Шера даже образования специального не было. Учился сам, и делал всё сам.
Его историю становления знают лишь немногие, но, так или иначе, связывают с судьбой или мистикой. Рисовать начал в детстве сам, хотя рос совсем не в творческой среде. Жил на улице Каляевской (ныне – Долгоруковская), где рядом «Союзмультфильм».
Ему очень нравился запах из огромной трубы здания. Оказалось, что так пахнут ядовитые газы из цеха заливки. Мама, видя рвение и талант сына хотела его устроить работать на студию через соседку, но сын отказался. Говорил, что не умеет рисовать и ему стыдно.
После этого был и флот, и попытка работать в других сферах, но все заканчивалось быстро и никак. И вот после сложной операции и второй группы инвалидности «Союзмультфильм» снова стал прорываться в жизнь Шера. К нему прибежал брат и сказал, что открыта вакансия на художника. Еле уговорил взять рисунки и отправиться на зов судьбы.
Так оно и получилось. Не с первой и не со второй попытки Шер уступил и погрузился в то, что было дано ему с самого рождения. Рисовать. Даже на пенсии он стал самым любимым художником детского издательства «Самовар». А рисовать то, что он видел, не прекратил до конца.
Это лишь малая часть его истории. Описать всё мне не хватит и нескольких статей. А продолжать можно бесконечно. Например, многие решили, что Печкина он срисовал с самого себя, а Маму – со своей супруги. И что Попов в итоге Шеру стал роднее и ближе, чем родной брат. Но это уже слишком много подробностей. Я думаю, мне удалось очертить ту говорящую простоту, которую не стоит нагружать мишурой из деталей. Я лишь хочу добавить один скрин с его странички Facebook, чтобы окончательно сформулировать очевидное. Вот, что написал Аркадий Шер о продолжении истории Простоквашино. И вот, что ему написали там в ответ.
Спасибо.