Румыния с графом Дракулой отдыхают в стороне. Англия и ужасное чудовище Франкенштейна нервно подергивают ногой. Америка вместе с Джейсоном и Фредди Крюгером рыдают, свернувшись калачиком под одеялом. Сегодня мы еще раз расскажем вам о человеке, творчество которого заставляет содрогнуться зрителя любого возраста. О настоящем кукловоде, который оставит вас наедине со своими страхами… Добро пожаловать в мир безумных идей и сумасшедших образов.

Ян Шванкмайер (Jan Švankmajer) – один из самых ярких и необычных представителей чешского кинематографа. Он нашел себя в режиссуре, сценографии, скульптуре и анимации. Свой первый фильм снял в возрасте 30 лет и за следующие несколько десятков лет жизни получил признание аудитории и критиков.

К сорока восьми годам мастерство режиссёра достигает небывалых высот, и, выпущенная в 1982 году, короткометражка «Возможности диалога», уже знакомая читателю, становится призером многих фестивалей. На данный момент существует более тридцати фильмов, созданных рукой Шванкмайера.

Моё знакомство с мэтром чешской анимационной школы началось с одной достаточно известной кинокартины. Возможно, в ней не так явно представлены элементы сюрреализма, как в остальных его фильмах, но, тем не менее, от своих принципов режиссёр не отступился. И «Полено» (Otesánek) стал очередным «мозговзрывающим» творением маэстро.



Сюжет фильма – своеобразная интерпретация одной из чешских народных сказок об ожившем куске дерева. Шванкмайер строит вокруг этой истории собственный мир, наполнив его обыденными вещами. Тем, что каждый из нас видит ежедневно, но воспринимает по-своему.
Сам режиссёр отзывается о своей картине так:

«Полено» – фильм имагинативный. Как известно, всякое имагинативное произведение многопланово и многозначно. Я не хотел бы, чтобы возникло впечатление, будто существует единственная «правильная и авторизованная» интерпретация.

К слову, необычная концепция картины пришлась по вкусу не только любителям абстрактного кино. Вся Европа прильнула к экранам, чтобы своими глазами увидеть по-настоящему хороший, к тому же − чешский кинопродукт.

Итак, познакомимся с героями фильма. Семья Божены и Карела – именно вокруг этой супружеской пары, которая вот уже несколько лет не может завести ребёночка, разворачивается главная сюжетная линия. Деградация личности, зависимость от общественного мнения и помешательство на сексуальной почве – вот что олицетворяет собой эта «сладкая парочка».

Семья девочки Альжбетки полная противоположность Божены и Карела. Здесь отсутствует культ ребёнка, и, как позже выясняется, самого ребёнка для них практически не существует. А общение с девочкой ограничивается буквально двумя фразами и подзатыльниками.
Самый яркий образ – Отик. Вы можете себе представить Буратино, обладающего замашками каннибала, которого никогда не оставляет чувство голода? А именно, это гротескное изображение отражает нынешнее отношение к детям во многих современных семьях.

Кроме того, в картине присутствуют несколько персонажей, внимания которым уделено чуть меньше, чем вышеперечисленным героям, но это совершенно не умаляет их роли. Впрочем, посмотрев «Полено», вы сможете убедиться в этом лично.

Логически картина делится на две части: первая – где назревает основной конфликт и показаны верные и неверные решения персонажей. И вторая – где герои расплачиваются за свои ошибки.

 
Jan Švankmajer (Otesánek}

В фильме поднимается довольно актуальная проблема для сегодняшнего общества: отношение к детям. Сейчас ребёнка можно купить или продать, можно убить или просто выкинуть на помойку, как ненужную вещь. Гротескные образы, используемые Шванкмайером в картине, помогают взглянуть на эту весьма ироничную ситуацию глазами самого режиссёра:

«Если тебе не дано иметь детей, не надо их усыновлять и превращать каждого члена своей семьи в ребёночка. Это глупо. Не дано — значит не дано»

Каждый зритель найдёт в картине что-то особенное, быть может, в каком-нибудь персонаже увидит себя. А те, кто не желают раздумывать над фильмом, могут просто понаблюдать за нетипичной историей, случившейся в обычном городе, обычном доме и обычной семье.

P.S. Присмотритесь, не приносили ли ваши соседи в дом Полено…