«Если хотите моргнуть — сделайте это сейчас. Какими бы странными вам ни показались события моего рассказа, смотрите и слушайте очень внимательно. И знайте: если отвлечетесь или отведете взгляд, если пропустите хоть одно слово, даже мгновение, тогда нашего героя несомненно ждет гибель», именно с таких слов начинается эпичное путешествие сквозь заснеженные пустыни, темные глубины океана и огромное разнообразие японской культуры в потрясающем кукольном мультфильме «Кубо. Легенда о самурае» (Kubo and the Two Strings).

Стоп-моушен — удивительная техника мультипликации. Мне всегда было сложно представить, как у аниматоров получается вдохнуть жизнь в самые обычные куклы, передать всю эту гамму чувств, эмоций и создать поистине удивительный мир. А мир в «Кубо. Легенда о самурае» действительно грандиозный. Мультфильм обладает множеством самых разнообразных локаций, что достаточно редкое явление в кукольных мультфильмах. Зачастую они довольно камерные и действия в них происходят в небольшой ограниченной территории (например, как в «Коралине, в стране кошмаров» (Coraline) все события происходят в границах одного дома).

 

Да, окружение в «Кубо. Легенда о самурае» действительно невероятно. Но еще более невероятно его создание! Ведь это не нарисованные локации, не созданные с помощью графики пейзажи, а полностью ручная работа. Да, работа на зеленом фоне была и эффекты никто не отменял (ведь сложно себе представить, как можно воплотить в стоп-моушен анимации грозу и шторм в океане при активных действиях в кадре), но большинство сцен анимировались на реально построенных площадках, создание которых потребовало 18 месяцев.

 

Любовь создателей к своему делу чувствуется во всем, ведь даже корабль в мультфильме полностью состоит из отдельно созданных листьев. Да! Это все отдельные 245 450 элементов, которые талантливые руки декораторов поместили на всю эту конструкцию.

 

 

На меня также отдельное впечатление произвела стилизация мультфильма, ведь в первую очередь он передает красоту и эстетику японской культуры со всем многообразием ее форм и образов. Все — от окружения до одежды персонажей, напоминает по своей текстуре бумагу, что перекликается с талантом главного героя Кубо — создавать живые оригами. Даже волны океана во время грозы выполнены тем же образом. Кстати, анимация и стилизация морских просторов была одной из самых сложных задач и художники прибегали к разным ухищрениям, в том числе к компьютерной графике.

 

Но давайте больше поговорим о персонажах этого мультфильма, точнее их марионетках, ведь эта тема также стоит отдельного внимания.

 

 

Просто представьте себе: каждая смена эмоции, позы персонажа, будь то легкое движение волос или развеивание ткани на ветру, — все это от начала и до конца ручная работа. Абсолютно все, что движется в кадре, даже самая маленькая деталь, — заранее продуманное действие. И очень часто аниматорам приходится прибегать к разного рода механизмам, чтобы передать то или иное движение. Например, для создания анимации глубоководных существ создавалась гигантская конструкция длиной в 11 футов, для которой специально изготавливались линзы, чтобы получить эффект сияния. Также интересно то, как эта конструкция двигалась, ведь и здесь все было не так просто.

 

 

Приводили в движение гигантский глаз этого существа манипуляции на шаре, подключенном к контроллеру. Выглядит подобное строение весьма внушительно. И поверьте, подобный подход был и к более маленьким обитателям фантастического мира мультфильма.

 

 

Каждая кукла создавалась два-три месяца и обладала своим уникальным дизайном. Художники по костюмам провели большую исследовательскую работу одежды древней Японии в эпоху Дзёмон (около 300 г. до н.е.), а также современных веяний и винтажных направлений этой страны. Абсолютно каждый элемент костюмов выполнен вручную, включая вышивку. Хочу подчеркнуть, что куклы в высоту были всего лишь 9 дюймов.

 

 

Любая кукла помимо каркаса самой модели, что помогал стоять персонажу и принимать любое положение, обладала дополнительными конструкциями в одежде, которые выполняли несколько функций: придавали физическое свойство ткани, отягощали ее и давали возможность аниматорам менять ее положение при смене позы. Это хорошо видно в облике двух сестер. Кроме дизайна самих персонажей особый интерес вызывают их плащи, ведь, помимо того, что каждое перо в них индивидуально, сами они имеют особый скелет, который позволяет легко менять форму и застывать в нужном аниматору положению.

 

 

А посмотрите на куклу Обезьяны! Абсолютно каждый фрагмент ее шерсти был подвижным и менял свое положение. И это потрясающе! Ведь при просмотре вы не задумываетесь, что каждая отдельная деталь была анимирована. Это еще немного говорит о кропотливости труда создателей этого мультфильма.

 

 

Думаю, вы согласитесь, что самая важная составляющая анимации любого персонажа — это его эмоции. Но как реализована их смена? Ведь в отличие от пластилиновой анимации, где аниматоры могут вручную менять выражения лиц героев, кукольная обладает некоторыми ограничениями. Для этого создаются модели рта персонажа, бровей, глаз и каждое, даже самая маленькое и незаметное изменение в эмоции — это отдельный уникальный элемент. Для марионетки Кубо потребовалось 11 007 положений рта, 4 429 смен движения бровей и 23 187 неповторимых лиц. В общей сложности можно насчитать 48 миллионов вариаций этих фрагментов. А ведь это только один персонаж!

 

 

Сложно представить себе объем работы, который выполнили художники по костюмам, риггеры и аниматоры, но то, что мы видим в самом мультфильме, невероятно. А анимация маленьких оригами! Это просто волшебно! Я до сих пор не могу понять, как им удалось с такой точностью воплотить движения маленьких фигур на экране, некоторые из которых не больше двух сантиметров!

 

 

Все здесь выполнено с такой точностью и любовью, что не полюбить этот мультфильм в ответ просто невозможно. В каждом кадре видна титаническая работа и невероятная точность, из-за чего просто не веришь, что все это сделано вручную. Все, от гигантского костяного монстра (который считается самой огромной и сложной марионеткой), до крошечных оригами продуманы от начала и до конца. Это потрясающая работа, которая стоит внимания каждого.

«Если хотите моргнуть — сделайте это сейчас. Какими бы странными вам ни показались события моего рассказа, смотрите и слушайте очень внимательно. И знайте: если отвлечетесь или отведете взгляд, если пропустите хоть одно слово, даже мгновение, тогда нашего героя несомненно ждет гибель. Имя нашего героя — Кубо. Его дедушка кое-что у него отнял. И это — только начало»