Не знаю как вы, но я к Битлам всегда относилась слишком спокойно. Да, есть. Да, совершили много всего. Да, самые топ, кулл и вообще. Но из всех их многочисленных историй прорывов и достижений меня всегда поражает их участие в «Пластилиновой вороне». Тихо-тихо, автор не сошел с ума. Сейчас я вам всё расскажу. Но только по порядку.

Начну я с Джорджа Харрисона. Как многие говорят — человека, которого не нужно представлять. А я вот представлю. Это соло-гитарист группы Beatles, занимающий 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён по версии журнала Rolling Stone. Так же он основал кинокомпанию HandMade Films, которая подарила нам такие фильмы как «Уитнэйл и я» и «Карты, деньги, два ствола» (Если вы их не видели, то просто бегом смотреть). В 1990 году, в честь Харрисона была названа малая планета 4149. Он был посмертно награждён премией Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA за выдающийся вклад в развитие киноискусства. Его включили в аллею славы на Мэдисон-Сквер-Гарден и дали ему звезду на Голливудской аллее славы. Он в общей сложности получил 13 премий «Грэмми». Был дважды на обложке журнала Time. А в 2011 году про него снял фильм сам Мартин Скорсезе — «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире».

Короче, чувак был мировой. И я прекрасно понимаю, почему до сих пор у многих от их творчества трясется где-то под ложечкой. Умели и могли. Но наша история начинается не во всех этих наградах, а совершенно в другом месте.


А начало восходит к Кришне. Да-да. В 1973 году Харрисон подарил ИСККОН (Международное общество сознания Кришны) своё поместье в окрестностях Лондона, которое кришнаиты превратили в храм. Харрисон был тем, кто принял индуизм и сыграл важную роль в пробуждении интереса к индийской культуре, индуизму и, собственно говоря, самому Кришне. А еще он написал песню My Sweet Lord, для своего сольного альбома. Она посвящена... Сами угадаете кому...

Ну ладно, помогу — Кришне (Удивила?). И это был первый сингл одного из экс-битлов, занявший высшую позицию в хит-парадах. Вот только из-за этой песни он много судился. И в итоге проиграл. Суд признал возможность «непреднамеренного» заимствования у американского женского квартета The Chiffons из песни «He's So Fine». Деньги он уплатил. Но история не закончилась. Менеджер артиста решил сменить стороны и купил звукозаписывающую компанию Bright Tunes, которая и выступала против Харрисона (там записывали песенку те прекрасные дамы). В итоге суд признал, что менеджер действовал неподобающим образом и обязал Харрисона приобрести Bright Tunes за 587 000 долларов. Таким образом чувак из Beatles получил права и на свою песню, и на песню, с которой типа слизал. Вот такой хэппи энд. А сама песенка стала гимном и любовью всей жизни для многих людей.

А насколько она похожа была на другую, можете заценить ниже.


И к чему такая долгая подводка? Зачем вам столько знать про Beatles, когда мы вообще-то про «Пластилиновую ворону» сели говорить? Ох, вот теперь мы подходим к самому интересному… Спросите тех, кому сегодня за 50 лет — знают ли они такую группу как Beatles? Любят ли они её? А потом спросите, нравится ли им мультфильм «Пластилиновая ворона». Ответ однозначный (чаще всего в одну сторону для обоих вопросов). Тогда добейте их тем, что песня Харрисона про Кришну — это проигрыш перед фразой про лису (5:20 от начала мультфильма). А потом посмотрите на их лицо. Непередаваемое ощущение. Но не спешите фотографировать. Глубоко вздохните и скажите — это не всё. Основная мелодия — это известная ирландская алкогольная песня Whiskey in the Jar. Про разбойника, ограбившего чиновника. Немного переписанная, но всё равно узнаваемая. А потом вместе выпейте, и спойте про ворону под этот трек:


«Пластилиновая ворона» вышла в 1981 году. Это был дебют снятый Александром Татарским. Который, на самом деле, тот ещё гений. «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки», «Гора самоцветов» — это всё его. А ещё именно он предложил идею «Фиксиков». Он реально знает куда больше, чем мы можем представить. Так вот! Ворона. Вообще, если вы забыли, то мультфильм состоит из трёх частей. Но мы все запомнили последнюю. На которую ушло около 800 кг советского пластилина, который из-за блёклых цветов пришлось раскрашивать красками. Но лучше пересмотрите все части. Освежите их в голове. Тем более, что на это у вас уйдет меньше 10 минут.


И вот вы все услышали милую сердцу «А может быть, ворона…». И сразу захотели подпевать и даже подплясывать. А знали ли вы, что, когда делали эту песню, то лажанули малясь? Вместо 5 минут, получилось 8. И она чисто физически не впихивалась в хронометраж. И, как всегда, помог случай и Ленин.

В монтажной Татарский случайно услышал, как восстанавливали граммофонную запись выступления Ленина. Скорость звучания была то быстрее, то медленнее. Режиссёр поинтересовался у реставратора, как это получается. Технология была проста — на бобину катушечного магнитофона наматывалась изоляционная лента, из-за чего плёнка подавалась на воспроизводящую головку быстрее, и темп звучания также ускорялся. Поняв, что в этом выход из возникшей ситуации, Александр Татарский, заплатив реставратору 70 рублей, сжал 8-минутную запись до необходимых 5 минут, вследствие чего песня приобрела своё знаменитое «мультяшное» звучание. По свидетельству советского художника-графика Бориса Ефимова, Эдуард Успенский написал стихи к песне «А может, а может…» за пять минут, а Григорий Гладков за полчаса подобрал мелодию.

И маленький интересный факт про самого Григория Гладкого, который, как вы помните, мелодию написал благодаря ирландским алкашам и Харрисону — он рекордсмен «Книги рекордов Гиннесса России» по количеству выпущенных альбомов с песнями для детей. Совпадение? Не думаю.


А вообще мультфильм был прорывом не только с точки зрения скорости создания. Он оказался большим шагом вперед. Дело в том, что пластилиновая техника была тогда ещё в Союзе неизвестна. Так что Татарский и художник-постановщик Игорь Ковалев вместе придумали собственную технологию:

«На стекле делали наполовину объемную картинку из пластилина. Затем изображение постепенно размазывали, снимая каждый мазок. А потом пускали пленку в обратном направлении – и в кадре из бесформенной мешанины красок чудесным образом складывалась живая картинка»

И если вы думаете, что это все проблемы, через которые пришлось пройти создателям, то вы ошибаетесь. Для озвучки второй части мультфильма под названием «Игра» (это там, где рассказывают про то, как закрывать руками глаза) пригласили Леонида Броневого. Голос красивый и мягкий. Что может быть ещё лучше? А вот фиг. Высокое начальство устроило полный разнос! Знаете почему?

Партия возмутилась, почему создатели допустили, что в советском мультфильме поет группенфюрер Мюллер. Разве они не помнили, что актер играл гестаповца в «Семнадцати мгновениях весны»?

*Громкое БДАМЦ*


Мюллер — красная тряпка. Beatles тоже считались от Сатаны. А пить — вообще здоровью вредить. Пластилин — дикость. Благо, хоть Ленин был тогда не под запретом. Иначе бы не получилось нам лицезреть это творение никогда. Дело в том, что мультик хотели запретить сразу, как только закончили. Угадаете за что? Я бы в жизни не угадала. За безыдейность!

«Был большой скандал, – рассказывает Татарский. – Я, конечно, понимал, что сделал классное кино, но когда заявили, что пленку надо смыть, а режиссера отправить обратно в Киев… В общем, я был в предынфарктном состоянии»

И хоть мне уже писали, что я нахожу смысл там, где его нет. Разве вы считаете эту картину БЕЗЫДЕЙНОЙ? Как вам строчки: «Её мы помним с детства, а может, и не с детства, а может, и не помним, но будем вспоминать…». Скажете, что тут просто набор непонятных слов и бессмыслица? Или же, что это лучшая пощечина существовавшему режиму? Когда один человек диктует, как жить каждому из нас. А на самом деле, весь мир, даже наши воспоминания, могут иметь миллионы трактовок и значений? Когда прошлое невозможно повторить. И все мы просто взрослые дети, а детства даже не видали? Ооооо, да какое же это поле для фантазии! Блин, а сам мультфильм из пластилина! Этот материал ведь лучше всего подходит для развития мелкой моторики и фантазии. И ГДЕ ТУТ БЕЗЫДЕЙНОСТЬ? Когда показали новое искусство… Но что-то я завелась. Сбавляю обороты.

Мультфильм спасли. Причем, благодаря женщине. На студию заглянула Ксения Маринина — режиссер популярной тогда на телевидении передачи «Кинопанорама», которую вел Эльдар Рязанов. Именно ей хотелось увидеть мультик из пластилина. Она попросила нечто подобное сделать для их передачи. Татарский сделал. Сделал ещё один ролик минуты на три, где показал, что такое пластилин и что с ним можно сотворить. Где одна картинка перетекает в другую… а заканчивается самим портретом Рязанова. Благодаря успеху нового ролика в «Кинопанораме», мультфильм «Пластилиновая ворона» показали на телевидению. Работу никто не потерял. Татарский в итоге получил более 25-ти призов, стал Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства и лауреатом премии «Ника».

Как там пел Харрисон? «Аллилуя, друзья мои!» А может, не аллилуя, а может, и не друзья мои… К счастью, есть еще виски во фляге! И Ленин в мавзолее.