Насилие, боль, тяжкие увечья, бесконечная погоня, страдания и музыка — вот чем были наполнены мультфильмы прошлого. И они были смешными. Более того, они остаются таковыми и сейчас. За это мы должны поблагодарить Уильяма Ханну (William Hanna) и Джозефа Бербера (Joseph Barbera), создавших яркую и неповторимую серию короткометражных работ о войне кота и мыши. Да, «Том и Джерри» (Tom and Jerry) — поистине гениальное произведение. И сейчас мы разберем, почему.

 

 

Конфликт в любом произведении — важнейшая его составляющая. Что не поделили соперники, какое событие предшествовало их ссоре — вот главные вопросы бесконечного погружения в пучины отчаяния и безумия, сопровождающие несчастных в омуте нескончаемых страданий от их собственных непомерных амбиций. Хорошо, что ничего из этого не соответствует «Тому и Джерри», потому как вся гениальность данного мультфильма в его простоте. Конфликт в нем выстроен на бытовых проблемах, отчего воспринимается еще комичнее. Самое важное в нем не ЧТО показывается, а КАК.

 

 

Уникальный дуэт людей с противоположными талантами подарил ту самую буффонаду, которую мало кому удалось повторить. У. Ханна обладал невероятным чутьем к таймингам, он знал, когда должно быть действие, с какой динамикой и периодичностью. Дж. Барбера же был превосходным художником, который прекрасно передавал все эмоции персонажа не только с помощью его мимики, но и проработкой поз.

 

Соединив свои умения, авторы выстроили удивительно живое и динамичное произведение. Все в кадре живет, обладает своей энергией. Аниматорам давалась полная творческая свобода, отчего кадр всегда был наполнен визуальным юмором: абсурд самих ситуаций, деформация тел главных героев, слом законов физики. Лучше всего это видно на конкретном примере:

 

 

В 1940 году вышла первая короткометражка о Томе и Джерри «Кот получает пинка» (Puss Gets the Boot), в которой их зовут далеко не Том и Джерри. Джаспер и Джинкс. Именно. Как же хорошо, что создатели все же пересмотрели выбор имен героев, потому что новые им идут куда больше. Даже внешний вид кота и мыши сильно отличается от будущих их версий, хотя эта болезнь будет преследовать наш дуэт всю их историю.

 

 

Но невзирая на визуальные отличия, мультфильм всегда выделялся гармоничным соединением анимации и музыки, идеальными таймингами, действиями под аккомпанемент. Каждый шаг, скачок и прыжок во всех мультфильмах всегда был обыгран не только отрисовкой персонажей, но и музыкой.

«Кот получает пинка»

И самая первая короткометражка задала этот стиль. Помимо этого, она прекрасно обыгрывала насилие, которые не выглядело чем-то страшным и жестоким, а служило юмористическим инструментом.

 

 

Многие пытались повторить данный эффект, но забывали то, что придает шарма этому самому насилию: реакция самих героев, их отыгрыш и гиперболизация с помощью анимации. Когда мы видим, что персонаж получает реальные увечья от травмы, становится не по себе. А вот когда Джерри готовится дать Тому пинка, когда нам показывают весь путь, который предстоит преодолеть коту, начиная от переполненной посудой мойки и заканчивая холодильником, когда демонстрируют его глубочайший страх и отчаяние, а совсем рядом невероятное счастье и удовольствие мышонка, мы понимаем комичность ситуации. Действие здесь гиперболизировано. В реальности такого случиться не может, но благодаря анимации, музыки и реакции самих героев, становится действительно смешно.

 

И этим мультфильм наполнен. Даже в самой первой серии это прекрасно показано.

Помните тот момент, когда Джерри сбрасывает на Тома гору посуды, а ее становится все больше, больше и больше? И вот бедный кот уже не может ее удержать, он обливается седьмым потом, но не сдается, потому что прекрасно понимает, что гнев хозяйки куда страшнее растяжения мышц.

И вот он, прекрасный кадр: на крупном плане изможденное выражение морды кота, камера двигается вверх, мы видим огромную гору посуды, которая водружена на маленькие лапки нашего пушистого друга, камера продолжает двигаться все выше. Вот одна фарфоровая тарелочка, вот еще одна, а вот другая. Да сколько же их? Наконец на самой верхушке мы видим довольное выражение мышонка. Он игриво машет коту и самое последнее блюдце, которое сиротливо стояло в сторонке, кидает не на груду посуды, нет. Он кидает ее на пол. Треск. Осознание. Крик хозяйки.

Но Джерри этого мало. Он хочет возмездия. А поэтому издевается над Томом, смеется над ним, ведь что он может сделать? И последнее. Пинок такой силы, чтобы вся посуда в лапках страдальца разом упала и разбилась. Сладкая месть совершена, конец мультфильма, кадр на довольном выражении мордочки мышонка, наблюдающего, как хозяйка за хвост тащит бедного кота. The End.

Финал первой короткометражки

Здесь прекрасно все: отрисовка эмоций, динамика повествования, музыка, отдельное действующее лицо, подчеркивающая движение героев, их настроение и состояние. Это самые главные черты буффонады «Тома и Джерри», которые и сделали этот мультфильм классикой своего жанра.

 

 

Удивительно, ведь идею о противостоянии кота и мыши поначалу посчитали провальной. Все говорили, что она банальна и никому не нужна. Время шло. И люди стали говорить, каким новаторским был мультсериал, вспоминали его с теплотой и продолжают смотреть до сих пор. Ведь хорошие истории просто так никуда не уходят. А хорошие мультфильмы всегда остаются в сердцах.