Две тысячи первый год. Всем уже давно осточертели и надоели диснеевские принцессы, а эти клишированные истории о поиске принца и вечной любви давно потеряли свою актуальность, существование которой в принципе сомнительно. Безусловно, свой вклад в развитие анимационной индустрии они внесли, но время показало их безличие и пустоту. Неужели это… конец? А... Что? Вы слышите это? Какие знакомые слова: «Somebody once told me…» Господа, никуда не расходимся! Нам есть о чем поговорить, и сегодня это «Шрек» (Shrek).

Песня «All Stars»

И пока вы вновь и вновь проигрываете эту песню в голове, обращу ваше внимание, что эта первая открывающая сцена стала огромным сломом для мультфильмов того времени. Было просто немыслимо представить себе, как на большом экране главное действующее лицо встречает зрителя у туалета. А ведь как все сказочно начиналось. Классическая история о девушке в беде, прекрасном принце, что стремится покорить любовь всей своей жизни… Приторно и сладко, подумали создатели этого мультфильма и сломали ожидания зрителей всего одной сценой. Эффект хороший. И подобного в мультфильме много. Он ломает устоявшиеся шаблоны и показывает, что история может идти совершенно по-другому и способов ее изображения множество.

 

 

Однако есть ли в этом мультфильме что-то помимо слома ожиданий, или единственная привлекательная черта в нем — это игра с канонами? Любое хорошее произведение отличает глубина самой истории и персонажей, вписанных в нее, их слои, вспоминая слова огра. Давайте разберем для начала их.

 

 

Как было замечено выше, каждый персонаж как лук — обладает своими слоями, и в ходе произведения мы ближе и ближе подбираемся к их сердцевине.

В начале мультфильма Шрек предстает перед зрителями как вполне удовлетворенная жизнью личность. Его все устраивает и малейшее изменение привычного хода вещей ввергает его в ярость. Но обычно все идет как надо: все его боятся и близко не подходят к дому огра, а даже, если им и «посчастливиться» встретить его — убегают так далеко и быстро, как только могут. Все, кроме одного маленького, болтливого и надоедливого Осла. Он, как и Шрек, изгой и видел в нем не монстра, а личность. Тут то мы и начинаем понимать проблему главного героя — на самом деле он очень одинок.

 

 

Одиночество Осла отчасти схоже с проблемами Шрека, только наш разговорчивый друг не может свыкнуться с этим чувством. Он пытается найти родную душу и по этой причине невероятно терпелив к эмоциональным выбросам нового товарища и прощает его. Осел удивительным образом видит души окружающих и на самом деле понимает куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Как мы помним, все главные герои здесь многослойны как лук, и внешняя легкость и веселость на деле оказываются способом пережить собственное одиночество. Мультфильм отлично демонстрирует, что смех зачастую скрывает под собой не самое жизнерадостное состояние.

 

 

После встречи с Ослом Шрек все больше и больше начинает проникаться к нему симпатией, и все больше его слоев мы видим. А встреча с Фионой окончательно раскрывает его как чуткую натуру, которая под гнетом социальной дискриминации замкнулась в себе и долго никого не впускала в свое сердце.

Наша принцесса тоже отличается обостренным чувством одиночества, хоть ее причина и несколько иная: если Шрека люди избегают, то Фиона сама от них закрылась, так как прекрасно понимала, что ее настоящую (в обличии огра) никто не примет. И хотя некоторые удивлены нежеланием девушки признаваться герою в своих ночных метаморфозах, на мой взгляд это прекрасно отражает ее загнанность и нежелание принимать себя. Вспомните, как много людей гонятся за стандартами, принятыми в обществе, как пытаются сломать себя и все лишь для одобрения окружающих. А открыться кому-то, показать свое истинное Я, значит быть непонятым и отвергнутым. По крайней мере многие придерживаются именно такого взгляда.

И несмотря на то, что Фиону высвобождают из башни в первой половине мультфильма, она заточена в ней до самого финала. В той башне, которую она сама себе воздвигла.

 

 

Всех трех героев связывает их желание и страх открыться кому-нибудь, каждый по-своему переживает одиночество и только вместе они наконец переступают через внутренние барьеры и обретают свое счастье.

Таким образом мультфильм говорит зрителю, что неважно как ты выглядишь, тебе не нужно соответствовать чьим-то глупым стереотипам и гнаться за мнимыми идеалами. Ведь в конце концов мнение окружающих совершенно не важно. Самое ценное — это наши близкие. «Но я ничего не понимаю… Я должна была стать красивой», — сказала Фиона, ожидая, что заклятие развеется и она навсегда станет человеком, а Шрек ей ответил: «Но ты и так красива».

Принятие себя и любимого человека, нахождение верных друзей и гармония с самим собой — разве это не настоящее волшебство?

Фрагмент из «Шрека»

Вот так «Шрек» обладает поистине важным для мультфильма качеством: глубокой историей и персонажами. Ведь никакие заигрывания с поп-культурой и шутки не останутся со зрителем после сеанса, а такая история обязательно оставит свой след в душе каждого.