«Нотный стан Блеро», «симфония архитектурных ансамблей Брюсселя»... Можно подумать, что речь идет о каком-нибудь великом композиторе или музыканте, вдохновленном тихими улочками этого города.

Но нет, на самом деле, скорее, композиторы позже будут вдохновляться его творениями. Эрнест Блеро (Ernest Blerot) — воистину гениальный архитектор, получивший прозвище «дирижер брюссельского ар нуво».

 

Что такое ар нуво? Это новый стиль, появившийся тогда, когда в нем так нуждались, и ставший настоящим спасителем архитектуры тех времен. В годы расцвета техники и промышленных революций именно такой нежности не хватало зданиям. Не зря термин «ар нуво» обозначает «элегантность». В переводе с французского l'art nouveau означает «новое искусство».

Своего расцвета стиль достиг именно в Брюсселе — будущей столице ар нуво. На протяжении 20 лет, с 1880 года и вплоть до Первой мировой войны, десятки талантливых архитекторов создавали новый образ города. Среди них был и Эрнест Блеро, который стал не просто еще одним представителем стиля, а создателем нового направления, так называемого нео-ар нуво. Если просто ар нуво включил в себя все стили, которые были известны миру искусства к тому времени, то у Блеро особенно выделились среди всех черт барочная нарядность и готическая возвышенность.

Период творчества бельгийского дизайнера второй волны модерна охватывает 12 лет, наиболее продуктивным из которых стал период с 1899 по 1901. В эти три года было создано более 50 домов, 17 из которых были построены на улице Vanderschrick Сен-Жиля, 11 — в квартале Святого Бонифация Икселя и 15 домов в новых районах южной части Брюсселя.

 

Все эти дома строились по типовому проекту, как и другие здания города. Но когда дело доходило до украшения фасадов — Блеро действительно превращался в дирижера, кропотливо подбирая каждую деталь, чтобы в конце концов его здания стали называть «архитектурной симфонией». У каждого из его проектов свой неповторимый дизайн. Даже в его домах-близнецах, похожих как две капли воды, можно было найти различия.

Сохранив традиционные изгибы с цветами и плавными линиями, он привнес что-то новое, украшая дома орнаментами, витражами, мозаиками, облегчая «увесистые балконы», превращая их в легкое произведение искусства за счет художественной ковки. Он умело дирижировал ансамблями фасадов, создавая неповторимую мелодию брюссельского быта, простоты и легкости, придерживаясь природной гармонии, в которой и заключается та самая элегантность.

Полюбоваться этими памятниками ар нуво можно и по сей день, если вы окажитесь в Брюсселе и Сен-Жиле. Без сомнения, архитектурные симфонии Блеро покорят ваши сердца.