Пора летних отпусков – это всегда пора впечатлений, особенно для путешественников. Моим одним из наиболее ярких впечатлений от очередной поездки в Грузию стал Гелатский монастырь, напомнивший Изумрудный город из известной сказки благодаря своей чудесной глянцевой черепице.

Грузия – это не только горы, вкусное вино и чрезвычайно радушные хозяева, это еще и огромное количество храмов, монастырей и церквей. Чтобы вы понимали, насколько их много, расскажу: проезжая мимо любой святыни, наш таксист крестился, в итоге он делал это настолько часто, что лишь такая манипуляция не давала ему уснуть за рулем. На его малой родине – в районе деревеньки Кведа Тлуги – аж 9 церквей!

Все храмовые постройки Грузии, как правило, размещены на возвышенностях, а то и на самых пиках гор, так что в этой деревне почти каждая вершина занята православной культовой постройкой.

 

 

Я человек не религиозный, однако старинные грузинские храмы мне нравятся – с архитектурной точки зрения, особенно снаружи. Нет в них той напыщенности, присущей русским православным церквям, всего этого помпезного золота, выбеленного антуража и полной неестественности.

Мне импонирует, что горные монастыри Грузии органично вписываются в окружающую природу, не пытаясь перекричать ее, выделиться своей яркой рукотворной внешностью и причудливой узорчатостью. Находясь рядом с ними хочется созерцать и осмысливать, ощущая себя частью этого огромного пространства под названием мир, а не над ним. Даже цветовая гамма призвана создавать иллюзию того, что храм – скорее продолжение той горной вершины, на которой находится, нежели какое-то здание. В общем, я тот самый человек, который за аскетизм в религии.

 

 

Если говорить о внутреннем убранстве грузинских храмов, оно так же несколько проще, чем, например, в России: чуть темнее и куда менее вычурно украшено. Невольно обращаешь внимание на забавную особенность грузинской иконописи – все общеправославные святые наряду с местными имеют четко прослеживающийся национальный колорит: смуглая кожа и горбинка на носу. Что же касается Гелатского монастыря, то здесь старинные фрески с изображением святых вообще имеют весьма отдаленное сходство с реальными пропорциями человека.

 

 

Собственно, о самом монастыре. Среди множества храмов Грузии одни действующие, другие – заброшенные или в стадии реконструкции. Гелатский монастырь – как раз последнее, но доступ верующим и туристам туда разрешен. Вообще-то это действующий мужской монастырь, но ни одного монаха я там почему-то не встретила. Кроме того, на территории ведутся археологические раскопки. Дабы нагнать пафосу, скажу сразу, что этот памятник истории включен ЮНЕСКО в известный неприкосновенный список, что очень кстати, потому что место действительно того стоит. Однако, помимо внешних данных, охранять данный объект нужно ещё и потому, что он достаточно велик для всемирного культурного наследия, несмотря на то, что далеко не каждый турист об этом монастыре вообще слышал.

Гелатский монастырь – не просто религиозное учреждение. Это величайший средневековый духовный и культурно-просветительский центр Грузии. Здесь существовала академия, в которой изучались разные науки, переводились античные труды, жили и работали выдающиеся грузинские ученые, философы, богословы. Многие историки и экскурсоводы называют этот монастырь символом Золотого века Грузии (время между освобождением от арабов и пришествием татаро-монголов, время присоединения и укрепления грузинских земель, время объединения Восточной и Западной грузинских церквей).

 

 

Основан Гелатский монастырь Давидом IV Строителем. Именно он понастроил на территории Грузии столько церквей и храмов, пытаясь таким образом сплотить народ на объединенных и присоединенных к грузинскому царству землях. Нетрудно догадаться, откуда взялось прозвище царя. Монастырь был заложен в 1106 году, но до завершения работ основатель не дожил, завещав похоронить себя здесь же, под огромной каменной плитой, которую, по преданию, принес на эту гору сам. Вообще об этом правителе у местного люда много легенд. Согласно им, Давид был ростом 2,4 метра, имел соответствующего своим габаритам коня и меч весом 16 килограммов, которым мог разрубить пополам всадника вместе с конем. Неудивительно, что и гигантские каменные плиты он мог поднять на раз. Одним словом – великий.

 

 

Упокоился царь, согласно своей воле, под аркой одного из входов в монастырь, тем самым выражая смирение: люди, входя внутрь, неизбежно наступали бы на надгробную плиту. Деметре I, сын Давида, достроив в 1130 году монастырь, позже украсил этот вход военным трофеем из Азербайджана в виде металлических ворот, а теперь посетители попадают внутрь через другой вход, и это место стало больше похоже на священную усыпальницу. Не совсем сбылось пожелание Давида…

 

 

Первым и основным зданием Гелатского монастыря стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы. После завещания Давида стало традицией хоронить тут грузинских царей, о чем свидетельствуют изображения на стенах. Внутри собора очень необычно. В первую очередь обращает на себя внимание обвалившаяся штукатурка на стенах и сводах. Ну прямо заброшка какая-то! Но при этом очень светло и приятно. На остатках внутреннего покрытия – фрески, почти везде заменившие мозаику за многие века реконструкции здания. Лики царей и святых весьма специфичны – большей частью напоминают детские рисунки, порой очень смешные (простите). Близко посаженные глаза «в кучку» или особо выделенные подбородки, напоминающие клыки (кто-то из вандалов даже ухитрился подрисовать к ним стекающую «кровь»), – к церковным художникам того времени явно предъявляли не слишком высокие требования.

 

 

Все привыкли при входе храм поднимать голову вверх. Поэтому сразу видят изображение Богоматери Никопеи с младенцем Иисусом на руках. Эта мозаика одна из наиболее древних в соборе – со времен основания. Но, на мой взгляд, самая примечательная внутри собора – вырезанная из камня кафедра, можно долго любоваться каждой мелкой искусно проработанной деталью.

Остальные церкви и постройки комплекса возводились и восстанавливались в течение многих веков последующими правителями Грузии. На древний монастырь не раз нападали и разрушали его, что, разумеется, сказалось на его состоянии. Последними были коммунисты, которые сперва законсервировали это место, а потом сделали из него музей (и на том спасибо). Помимо исторически значимых росписей, стены помещений покрыты современными сообщениями потомкам. Надеюсь, что когда-нибудь от них избавятся, но вообще процесс реставрации протекает довольно лениво. Создается ощущение, что местным жителям совсем неважно, чем внутри будут наполнены храмы, ведь молиться всё это не мешает. И есть в этом некая сермяжная истина, опять же намекающая на тот самый аскетизм в культовой архитектуре Грузии.

 

 

Некоторые из зданий ансамбля совсем уж причудливые по конструкции. Так храм святого Николая Чудотворца – двухэтажный, с лестницей снаружи. Даже не знаю, как это храмом назвать, потому что это просто комнатка на втором этаже с дверями сразу на улицу, внутри нее несколько икон и пара подсвечников. Всё. А на первом «этаже» арочный проход и огромный старый ствол многолетнего дерева, испещренный жуками. Всё это напоминает скорее декорацию башни принцессы в какой-нибудь сказке, чем храм. Особенно теперь, когда купола и крыши зданий монастыря покрывают веселенькой зеленой керамической черепицей – ансамбль начинает напоминать какой-то сказочный замок.

 

 

Также на территории Гелатского монастыря есть неизменный для Грузии родник со свежей и прохладной горной водой, за что в жаркую погоду любой турист возблагодарит основателя. А в недавно отреставрированном здании академии расположена потайная комнатка, которую мало кто находит, с чудесным видом и дверцей в потолке: тут хранится огромный телескоп – значит, монастырь чтит традиции прошлого, продолжая дело ученых предков, благодаря чему это место стало великим и особенным.