Гениальный творец эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи сделал для человечества гораздо больше, чем многие из нас думают. Он был не только живописцем, изобретателем, писателем и музыкантом, но и архитектором, который создал одну из самых совершенных моделей идеального города. Эта модель стала примером для его потомков, ведь в ней отражались не только грамотные урбанистические решения, но и образец построения идеального общества, которого нам так сегодня не хватает.

Наша жизнь, бесспорно, далека от идеала. Работа и семья порой создают массу проблем. И типичный российский пейзаж за окном совсем не поднимает настроение. Многоэтажные панельки и мусорные баки во дворе явно далеки от представления о лучшем месте для жизни. А что такое идеал города вообще?

Идеальный город – это превосходно организованное как в социальном, так и в архитектурном плане поселение человека, гармонично сочетающиеся с окружающей средой. Разумеется, такой город – это утопия, неосуществимый план, ведь идеала достичь невозможно. Но к этому нужно стремиться.

Картина города, вписанного в идеальные окружности, являющегося одновременно и святилищем, и государством, мучила мастеров Возрождения. Среди самых первых утопических, идеальных проектов организации человеческой жизни обычно называют работу Платона «Государство».

 

 

Не раз предпринимались попытки осуществить задуманное. До сих пор сохранилось несколько городов, приближенных к идеалу, например, Пальманова. Но и эти города далеки от плана Леонардо да Винчи.

 

 

Леонардо да Винчи – один из самых загадочных гениев в истории человечества. Он родился в апреле 1452 года близ города Винчи и был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и простой крестьянки.

 

 

С детства был очень замкнутым и часами просиживал в своей комнате, читая книги. Невероятная любознательность мальчика помогла ему поступить в мастерскую знаменитого живописца и ваятеля того времени Андреа дель Веррокьо.

 

 

Леонардо с самого детства поражал своей осведомленностью в различных науках и искусствах. И конечно, его заинтересовала архитектура, в которой сплетаются гуманитарные и точные дисциплины. Для начала он изучил основные особенности Средневекового города. Стратегический фактор был основным при строительстве города в Средневековье. В первую очередь архитекторы старались решить оборонительные задачи, поэтому весь город, обнесенный большой крепостной стеной, был сосредоточен вокруг крепости феодала, которая всегда находилась на возвышенности.

 

 

Поселение имело преимущественно круглые очертания в силу того, что овал или тем более круг обладает наименьшим периметром. План самого замка феодала получал неправильные округлые или угловатые очертания, повторяющие все изгибы и изломы естественной скалы, вершину которой он увенчивал. Средневековый крупный город занимал площадь примерно в 40–60 гектаров, и в нем проживало около 2,5 тысяч человек, то есть плотность населения была достаточно высока. Расселение горожан происходило преимущественно по профессиональному признаку. Мясники проживали у пригородных дорог, по которым вели скот в город, кожевники искали близости к реке. Знать и богатые горожане селились ближе к центру, к соборной площади. Применение фахверковых конструкций давало возможность строить четырех– пятиэтажные жилые дома и, кроме того, устраивать выступы верхних этажей над нижними, что позволяло выиграть дополнительную площадь в доме. В результате плотной застройки улицы превращались в ущелья, высота которых достигала 25 метров.

 

 

Исчезали зелёные зоны пашен и ферм. Соборные площади, бывшие некогда центром города, оказывались расположенными среди плотно застроенных центральных кварталов, которые нередко начинали перемещаться и на саму площадь, оставляя вокруг церкви всего лишь узкий кольцевой обход для церковных шествий. Развитие торговли привело к переносу рынка в пределы города. Появилась рыночная площадь, которая стала конкурировать с главной – соборной. Из-за этого в городах образовались два обособленных центра – гражданский и церковный. В результате архитектура города разобщилась, образуя два центра композиции, конкурирующих в художественном превосходстве. Эти особенности жизни и архитектуры средневекового города легли в основу Идеального города Леонардо да Винчи. Но были дополнены и развиты его гением. Как и любой гений, Леонардо тщательно изучил традиции, чтобы, в совершенстве ими овладев, разрушить их, создать что-то принципиально новое.

Леонардо предпочел многоугольный радиально–кольцевой план города с пересекающимися под прямым углом улицами и уделил много внимания общественной гигиене.

 

 

Для очистки улиц города от нечистот и пыли он предполагал использовать реку, намечая устройство отводных каналов и плотин, дающих возможность пускать воду в каждую улицу и промывать ее. Главным нововведением да Винчи стало соединение торговой и соборной площади, что помогло создать единый городской центр, сформировать целостный облик города. Леонардо «переселил» часть жителей, менее связанных с центром, на окраины, где их дома можно было расположить на просторных участках. Леонардо также предположил, что дом князя должен иметь перед собой площадь. Да Винчи предпочитал идею открытого города, поэтому в стенах было сделано огромное количество проходов и окон. Благодаря этому, несмотря на плотную застройку центра, город все равно должен был казаться просторным. Однако самым поразительным из градостроительных решений Леонардо было предложение устраивать улицы на разных уровнях с целью беспрепятственного движения на перекрестках. При этом предполагалось, что люди могут передвигаться на любом ярусе, в то время как грузовые телеги и повозки - только на широких.

 

 

Да Винчи предложил типовую застройку города, при этом обратив внимание на необходимость сохранения около домов достаточного количества свободного пространства

 

 

При этом ни одно здание в городе не могло быть выше главного собора, поэтому стены должны быть не очень высокими

 

 

Выдвигая это требование, Леонардо стремился достичь уменьшения скученности застройки и тем самым «оздоровить» город. Архитектор расселил ремесленников, купцов и дворян отдельно. Причем сделав так, чтобы только последним был открыт доступ к княжескому двору. Он уделил большое внимание вентиляции не только отдельного дома, но и всего города в целом. Леонардо считал, что здание всегда должно быть обозримым со всех сторон, чтобы показать свою истинную форму. Именно такие открытые сооружения и будут создавать благоприятную атмосферу для жизни горожан. Здание, видимое со всех сторон, означало борьбу со всеми пережитками средневековья в области планировки городов. Оно требовало ликвидации запутанной уличной сети и прокладки широких и прямых улиц, открывающих перспективные виды на город. Также да Винчи предполагал, что участки земли у знати, простых горожан и крестьян будут равны. Идеальный город Леонардо – это простой, ясный по композиции город, в котором все жители чувствуют себя равными. Такой город был возможен только после уничтожения феодального строя – это был город будущего.

Тем временем в промышленной и торговой жизни Флоренции намечался кризис. Рухнула Византийская империя, державшая под контролем основные торговые пути, и Флоренция не могла больше поставлять свои товары на север и восток. Кризис в первую очередь повлиял на итальянских архитекторов. Поэтому Леонардо так и не удалось претворить свой проект в жизнь, он так и не написал систематически составленного трактата об архитектуре, который задумывал. Но значение мысли Леонардо в области архитектуры огромно. Он доказал, что опыт является основой знания, выступил против средневековой поверхностной науки, разделяющей гуманитарные и технические знания. Он стремился к преобразованию природы в интересах человека. Отталкиваясь от достижений своих предшественников, он смело выдвинул новые градостроительные идеи. Да Винчи создал новые гармоничные, уравновешенные формы центрических купольных зданий, не подавляющих и не принижающих человека, в отличие от готической архитектуры. Он создал здание, обозримое со всех сторон, очистил архитектурные формы от пережитков средневековья.

Многие из архитектурных решений Леонардо повлияли на внешний вид городов сегодня. В современных эстакадах можно увидеть отголоски многоуровневых дорог, к открытой планировке стремятся и современные архитекторы. Это говорит о том, что работа Леонардо действительно жизнеспособна. Он создал город будущего, красивый и светлый. Город, в котором все чувствовали бы себя равными. Этот проект дал людям цель, пример идеального общества, к которому нужно стремиться.
 


Автор: Мария Лысенко