Лауреат Притцевской премии Жан Нувель (Jean Nouvel, 1945) прославился как один из лучших французских архитекторов современности благодаря нескольким своим проектам. Это Институт арабского мира и Фонд Картье в Париже, небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне. 12 августа 2017-го года мастеру исполнится 72 года, но он до сих пор продолжает создавать интересные проекты.

 

Нувель работает в стиле хай-тек (в переводе «высокие технологии»). Этот стиль зародился в 70-е годы XX века и нашел широкое применение в мире в 80-х. Отличительные особенности хай-тека - это использование передовых технических методов, прямых линий и геометрических форм, любовь к стеклу, пластику и бетону, предпочтение цвета «металлик». Но Жан Нувель в своем творчестве немного «очеловечил» хай-тек, придав каждой своей работе индивидуальность и непохожесть. Небоскребы в его исполнении перестают быть безликими серыми монстрами, а металлические холодные конструкции соседствуют с растительным миром. Свой стиль Жан определяет как «критическую архитектуру».

«Каждый раз я пытаюсь найти то, что я называю недостающим звеном в пазле — нужное здание на нужном месте», − говорит Нувель.

Нувель родился в 1945-м году во Франции, в городке Фюмель на юге страны. Его родители, учителя по профессии, направили сына, мечтающего стать художником, в более практичное русло – архитектуру. Она всегда востребована и нужна в отличие от живописи, для успеха в которой нужно небывалое везение. Жан учился в Высшей школе изящных искусств в Бордо, а затем - в Высшей школе изящных искусств в Париже.

Громкую славу начинающему архитектору принес проект Института арабского мира, который победил на конкурсе в 98-м году. Давайте остановимся на этом проекте подробнее.



С виду это ничем не примечательный и даже довольно скучный прямоугольник. Он зияет квадратами своих глазниц-окон, которые отличаются друг от друга только узором. Но если присмотреться, найти нужный ракурс, понять суть, то здание играет совсем другими красками. Постройка интересна своей восточной мозаикой на южном фасаде. Точнее, ее имитацией. Институт сделан по принципу двойного фасада, что позволило встроить 240 алюминиевых панелей, куда в свою очередь вмонтированы фотоэлементы. Сложно и очень красиво. «Фишка» этих умных панелей-жалюзи в том, что они изменяют рисунок в зависимости от освещения – квадратики реагируют на свет и открываются или закрываются определенным образом, образуя на фасаде затейливый узор. Приём с мозаикой был выбран не случайно, он воспроизводит восточные мотивы, но в технологичном западном исполнении. Находится Институт арабского мира на набережной Сены.

Этот проект произвел на критиков такое впечатление, что в 1987-м и 1989-м годах Нувелю дали за него две награды: Архитектурное Гран-При Франции и премию Ага Хана. Так 42-летний французский архитектор получил мировую известность. Кстати, этот проект считается одним из самых дорогих в истории строительства XX века.

 

Другой парижский знаменитый проект Нувеля – Фонд Картье (1994). Это архитектурное сооружение не имеет себе равных и разительно отличается от привычных архитектурных форм. Фонд современного искусства (художественный музей) представляет собой комплекс из деревьев, стекла и металлических балок. Сначала Нувель разбил шикарный сад, затем отгородил его стеклянной стеной, а после для декоративности наставил балок в форме решетки. Выглядит эта «стеклянная теплица» очень специфично и ультрасовременно. Помогал в этом проекте архитектору специалист по вертикальным садам Патрик Блан, ведь сад разбит не только снаружи, но и внутри стеклянного квадрата. За убранство внутреннего двора отвечал немецкий художник Лотар Баумгартен. В целом проект олицетворяет современное искусство, для демонстрации которого и был создан.

Очень интересно, когда форма и содержание оказываются единым целым. Нувель как-то отметил, что сама архитектора для него вторична, первичны же природа, человек и его эмоции. А еще – здесь и сейчас. То есть архитектура должна быть максимально гармонично вписана в то пространство, которое есть на данный момент. Временно вписана.

 

Другой знаменитый проект мастера – 34-этажный небоскреб «Торре Агбар» в Барселоне (2005). Свое название он получил в честь холдинговой компании, офис которой находится внутри. Башня занимает 14 место в мире по высоте. Фасад здания имитирует разноцветные пиксели, расположенные в хаотичном порядке.

Металлические панели, которыми обшит корпус, снабжены 4000 осветительных приборов. Они способны создавать 16 миллионов цветов. Ночью Башня Агбар ярко светится синим и красным цветами. Нувель говорит, что вдохновила его каталонская культура и работы Гауди. Агбар, кстати, оказалась выше, чем творение Гауди Саграда Фамилиа. В 2008-м году за эту «высотку» в форме фаллоса архитектор получил Притцевскую премию за вклад в архитектуру.

Другие известные и масштабные проекты Жана Нувеля – это реконструкция оперного театра в Лионе, Музей королевы Софии в Мадриде, «Галерея Лафайет» в Берлине, Парижская филармония и несколько фешенебельных отелей по всему миру.