По ночам здесь, гремя цепями, не бродят привидения, зато днем гуляют тысячи туристов, нарушая тишину этих мест восхищенными возгласами и бесконечными щелчками затворов фотоаппаратов. Знаменитый замок Линдерхоф (Linderhof) давно превратился из горячо любимого гнездышка Людвига II в народную достопримечательность.

Король с детства увлекался легендами Германии, считал себя принцем-лебедем и мечтал о собственном дворце. В 11 лет Людвиг рисовал фантастические сооружения, а, немного повзрослев, серьезно изучал архитектуру, чтобы осуществить свою детскую мечту. В 1867 году во время поездки во Францию король увидел Версаль, после чего приказал построить на родине «заколдованный дворец для заколдованного принца» и выкупил земли вокруг королевского домика, некогда принадлежавшего королю Максимилиану. Людвиг требовал точности во всем, поэтому архитекторы и художники, работающие над новым Версальским дворцом, часто приезжали в Париж, чтобы изучать подлинник.

 

С 1869 года началась работа под руководством архитектора Георга Доллмана. Он же позднее пристроил восточное крыло к готовой конструкции. После этого в основной проект были внесены другие существенные изменения, и у дворца появились западное крыло и спальня. Людвиг не сбавлял обороты в желании довести дело до логического завершения, поэтому заключительный этап строительства замка был одобрен королем только в феврале 1873 года.

Деревянное сооружение облицевали камнем и возвели комплекс крестообразных крыш. Через несколько месяцев Людвиг решил, что королевскому домику будет лучше, если его перенести на 300 метров, там он располагается и по сей день. На его прежнем месте было построено южное крыло, а позднее интерьер дополнили вестибюлем и внутренней лестницей.

Людвигу удалось построить замок, каждая деталь которого говорила о Бурбонах, а напоминания о себе король скромно спрятал за гербами и лилиями европейской династии. Строение было известно как храм солнцу, а символом замка Линдерхоф стал павлин, статуи которого украшали некоторые залы, коридоры и аллеи дворцового комплекса. Людвиг понимал, что о его величии заговорит другой архитектурный шедевр – замок Белого лебедя, а павлина король считал птицей низкого полета, о чем заявил расположением Линдерхофа на самом дне ущелья.

Готовый замок отличался роскошной интимной обстановкой, центральным элементом которой стала спальня «Короля Ночи». Проект самой большой комнаты с четырехметровой кроватью и позолоченной балюстрадой создал театральный художник Ангело Квадлио.

 

 

В качестве гостиной король использовал Зеркальный зал. Огромные зеркала, расположенные параллельно друг другу на бело-золотых стенах, отражали тысячи свечей и создавали необычный эффект бесконечности помещения. Людвиг порой проводил здесь ночи напролет, увлекшись чтением интересной книги, а днем отправлялся в спальню, чтобы отдохнуть.

 

С западной стороны замка расположен Гобеленовый зал, в котором хранится огромная коллекция мебели и живописных полотен, где изображены любовные игры пастушек и пастухов. Эту комнату Людвиг хоть изредка, но использовал по назначению, а вот приемный зал король переделал под кабинет, где размышлял над новыми проектами. Баварский правитель наряжался в восточные одежды, восседал на украшенном страусиными перьями троне с балдахином и работал над чертежами за одним из малахитовых столов, который ему принесла в дар супруга императора Александра II.

Самой интересной комнатой в замке Линдерхоф стал обеденный зал: специальное устройство опускало стол в люк на полу, на нижнем этаже его сервировали официанты, а затем поднимали наверх. Замкнутый король всегда обедал в одиночестве, не терпя рядом с собой шумных собеседников, но требовал накрывать стол на четыре персоны. Невидимую компанию Людвигу составляли Людовик XIV, мадам Помпадур и Мария-Антуанетта.

 

 

Сравнимыми по красоте с замком Линдерхоф можно считать только придворцовую часть и Грот Венеры, где в маленьком подсвеченном озере плескались лебеди, а в золотой лодке в форме раковины выступали лучшие певцы Германии.

Систему освещения Венеры можно назвать прообразом современной светомузыки. Эффекты создавались при помощи стеклянных пластинок, которые приводились в действие одним из первых в Европе электрическим генератором Siemens. Людвиг часто развлекал себя, с упоением слушая арии в исполнении лучших певцов из Мюнхена.

 

В свое время нелюдимый баварский король слыл персоной очень расточительной, его недолюбливали поданные, но сегодня его замки считаются настоящими архитектурными шедеврами, которые имеют огромную популярность среди туристов.