Когда ему было тринадцать, на Хиросиму сбросили бомбу, и город превратился в один бесконечный пустырь. Это так потрясло подростка, что он во что бы то ни стало решил стать великим архитектором и подарить Японии красоту. Также в его сознании на всю жизнь отпечатался принцип «Разрушение – это и есть настоящая архитектура». Сегодня имя Исодзаки Арата (磯崎新, 1931) знает весь мир.

 

Самым главным в первые 20 лет карьеры для Арата была ирония. Ведь без нее невозможно создать что-то по-настоящему великое.

«Это давало возможность создавать архитектуру как критику. Это позволяло принимать вульгарность вместо снобизма, светское вместо сакрального без стыда… Это было невыполнимым желанием, трауром по потерянному – Хиросима, геноцид, для преодоления этой пропасти был избран стиль разума, чувства юмора и парадокса», − поделился он сакральными мыслями в одном интервью.

Но в конце добавил, что сейчас хочет найти такой путь в своей реализации, чтобы там не было без иронии. Кстати, многие великие артисты ставят иронию на первое место. Например, тот же Филипп Старк не представляет своих проектов без здорового чувства юмора. А как ещё можно идти против системы? В одиночку и без вил или винтовки в руках?

Интересно, что собственного дома у великого архитектора нет. Он тот самый сапожник без сапог, который снимает квартиру в Токио, а на выходные уезжает в свою мастерскую в горах. Здесь снова вспоминается Филипп Старк, у которого при мировой известности и баснословных доходах есть только маленький домик без электричества и газа на острове. Всё-таки гении - очень интересный народ.

«Фишка» этого архитектора – объединение культур Востока и Запада. Из этой гармонии и рождаются шедевры.

«Моей концепции внутреннего и архитектурного пространств я очень обязан азиатским традициям. Когда речь идет о форме архитектуры, структуре или технологии, я многим обязан Западу…», − сказал однажды он.

Металл, бетон и стекло – его любимые материалы для строительства. Исодзаки Арата построил по всему миру стадионы, университетские кампусы, музеи, здания администрации и многое другое. Среди них Музей современного искусства префектуры Гунма, Музей искусств Центральной академии художеств в Пекине, Музей современного искусства в Лос-Анджелесе и штаб-квартира Disney во Флориде.

Одним из самых известных проектов архитектора можно смело назвать «Пала Альпитур» (итал. Pala Alpitour, 2005). Это концертно-спортивная арена в Италии, которую спроектировали специально к олимпиаде в Турине 2006. На реконструкцию арены был объявлен конкурс, и Арата с блеском выиграл его.

 

Здание сооружено из стали и стекла, в длину составляет 200 метров, имеет четыре уровня и вмещает 16 600 зрителей. Японский архитектор постарался сделать арену максимально функциональной и адаптированной под различные изменения. Например, благодаря возможности перемещения трибун и сцены, можно проводить самые-самые разные мероприятия: от спортивных до религиозных. Такой и должна быть площадка XXI века! Футуристичной, динамичной, максимально гибкой. Архитектор как-то заметил, что хотел сделать «фабрику событий». Кажется, у него это отлично получилось.

Ещё один «итальянский проект» японского архитектора – это библиотека в городке Маранелло на севере «сапога». И снова для того чтобы взяться за эту работу, Исодзаки выиграл сложный конкурс на строительство.

 

Здание сделано из любимых мастером железа и бетона. Но эти суровые материалы отлично уравновешивают водоемы у основания стен и прозрачная мембрана фасада. Мебель, пол и все остальное в библиотеке только белого цвета. Помещение получилось очень светлым и уютным, футуристические стулья и кресла с оригинальными спинками, огромные плоские светильники под потолком, стена, обвитая плющом… И, конечно, стройные ряды книг. Не пыльные тяжеловесные шкафы, навевающие тоску, а «воздушные» белые стеллажи, создающие ощущение легкости и современности. Стоит уточнить, что проектировал библиотеку Арата не в одиночку, а с коллегой Андреа Маффеи.

Учителем Исодзаки Арата был никто иной, как легендарный японский архитектор Кэндзо Тангэ (яп. 丹下 健), который умер в 2005 году. Он известен как приверженец интернационального стиля и хай-тека. Тангэ перестраивал Хиросиму после катастрофы, он создал Олимпийский центр в Токио, небоскреб Overseas Union Bank Centre в Сингапуре, пресс-центр в Сидзуоке, здание префектуры в Кагаве, здание телевизионной сети Fuji Television Network, Inc в Токио и многое другое. А главное - он воспитал Арата. Многие современники даже говорят, что ученик превзошел своего учителя. Но это вопрос спорный и субъективный.

Интересно также, что на взгляды Исодзаки в свое время повлиял русский художник-супрематист Казимир Малевич и его идеи 1915 года, представленные на выставке «0.10». В 1967 году японец даже приезжал в Россию, чтобы побывать на могиле художника.

Архитектор сотрудничает и дружит со многими известными коллегами и артистами. Например, с Йоко Оно они сделали проект «Исправительная колония», а Заху Хадид, Бернара Чуми и Даниэля Либескинда он нашёл на нескольких престижных архитектурных конкурсах, чем очень гордится по сей день.

Сейчас Арата - профессор Токийского, Гавайского, Колумбийского университетов и Школы дизайна в Роуде. Также он известен как писатель и теоретик. Во всем мире его называют старейшиной современной японской архитектуры.