Там, где Европа пересекается с Азией, а воздух пропитан ароматом турецких сладостей и соленого моря, над городом с многовековой историей «парит» настоящий дворец мудрости и справедливости – собор Святой Софии или Айя-Софья (Ayasofya).

 

Фундамент этого здания был заложен в 532 году по велению императора Юстиниана, который хотел построить собор лучше знаменитого храма Соломона в Иерусалиме. Поэтому работу над Айя-Софья император доверил математику Анфимию из Траллеса и Исидору из Милета.

На протяжении четырех месяцев они составляли план будущего здания, а следующие пять лет более десяти тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм строили из кирпича и мрамора, а для отделки использовали золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни и слоновую кость, которые не только знатно украсили церковь, но и «поджали» казну государства.

Собор был возведен на холме, поэтому ярко выделялся на общем фоне тогда еще не застроенного Константинополя. Особое внимание привлекает купол, который виден со всех сторон города. В византийский период в центре купола среди сорока окон располагалось изображение Иисуса, но после пришествия османов покрытие было исписано сурой из Корана, а на пандативах стали красоваться изображения херувимов.

Новой точкой отсчета для собора Святой Софии стал 1453 год, когда павшая Византия с ужасом встречала нового правителя Султана Мехмеда II Завоевателя. Согласно преданию, ему принадлежит отпечаток руки, который заметен на одной из мраморных плит.

 

 

Коренные жители рассказывают, что конь, на котором новый правитель въезжал в храм, был испуган и встал на дыбы, и Мехмеду II пришлось опереться о стену, чтобы удержаться в седле.

Войдя в Айя-Софью, Султан повелел перестроить церковь в мечеть и выделил для этого специальный денежный фонд. Процесс начался с пристройки михраба, кирпичного минарета и создания медресе на 150 учеников с несколькими комнатами для занятий и внутренним двориком.

 

 

Мехмед II приказал стереть все символы христианского периода Айя-Софьи, поэтому со стен собора убрали росписи, а крестообразные засовы над двустворчатой дверью были разобраны.

В более глубокий период османского владычества была осуществлена крупнейшая реставрация в истории собора Святой Софии. В углах повесили гигантские плакаты с надписями на арабском языке, по обеим сторонам от главного входа были расположены гигантские мраморные шары, а у боковой анфилады возвысилась «плачущая колонна». Говорят, что нужно очертить пальцем круг в якобы волшебном отверстии и загадать желание, которое непременно сбудется.

В XVIII столетии в Айя-Софья была перевезена библиотека, но книги, декорированные изникской керамикой редкой работы, сегодня экспонируются в другом музее. Больший интерес у нынешних туристов вызывают подставки для Коранов и мозаика над парадным входом, на которой изображены Богоматерь с младенцем и императоры Константин, держащий в руке макет города, и Юстиниан с макетом церкви.

 

Сегодня туристы замечают несовпадение оси михраба с центральной частью собора, которое связано с пришедшими вслед за Османами религиозными обычаями мусульман. А через левую часть анфилады до сих пор проходит покатая дорога. Ранее она использовалась женщинами для совершения богослужения, а особый наклон был необходим, чтобы нести королеву на паланкине и во избежание лишних сотрясений во время передвижения по галереям. Кстати, в средней галерее между аркадами до сих пор сохранились крестообразные распятия из дерева.

Такое странное сочетание ислама и отголосков христианской культуры павшей Византии сегодня объясняется тем, что собор Айя-Софья в 1935 году по приказу Кемаля Ататюрка был превращен в культурный музей. Поэтому для посетителей расчистили некогда спрятанные изображения, открыли сохранившиеся мозаики и первые фрески, и Айя-Софья стала лучшим отражением духовности в архитектуре