Нынешняя мода на яркие и разные носки волей-неволей напоминает об одном гениальном человеке, который в своё время шокировал общественность тем, что носил разноцветные носки. Его звали Фриденсрайх Хундертвассер (Friedensreich Hundertwasser, 1928-2000), он вошел в историю как знаменитый архитектор и художник. Его имя можно встретить в каждом путеводителе по Вене, «Дом Хундертвассера» обожают все туристы.

 

За проектирование этого дома архитектор даже не взял гонорар. Ему было достаточно самого факта существования такой красоты в городе. 52 квартиры, 3 общие террасы, 16 частных, 4 офиса и … 250 деревьев и кустов – всё это поместилось в волшебном домике. А ещё сверху он покрыт травой и мхом. Пол в помещениях совершенно неровный, он имитирует холмы. Говорят, что с практической точки зрения это крайне неудобно, и жильцы часто съезжают из этого странного дома. Но на то рассчитано: в нем нет места «нормальным» людям, он ориентирован на мечтателей и креаторов.

«Неровный пол – это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека», − прокомментировал свое решение по поводу необычной поверхности архитектор.

Человек, бросивший вызов классической венской архитектуре в стиле ампир, не раз эпатировал и своих современников. В преклонных летах он всюду появлялся с молоденькими красотками, в конце 60-х написал манифест и зачитал его абсолютно обнаженным перед толпой народа, в конце 50-х устроил двухдневный перформанс, рисуя непрерывную линию под ногами у публики. Одни ругают его и считают сумасшедшим, изуродовавшим города мира, другие восхищаются им и признают одним из лучших творцов современности. Такая бурная реакция людей может означать только одно: этот человек действительно произвел фурор.

Хундертвассер обожал живую природу и всячески старался вписать ее в концепцию своих произведений. Дома на крышах и по бокам, проекты, похожие на норы, заросшие травой… Сказочные сооружения архитектора, возможно, имеют такую причудливую форму, потому что Фриденсрайх очень любил улиток, носящих свои очаровательные домики за собой. Возможно, они и вдохновили его на округлые и спиралевидные формы, отсутствие углов и экологичность построек.

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде», - сказал однажды он.

Этот человек умудрился соорудить не только фэнтезийные жилые дома, но и преобразовать заводы и другие промышленные постройки. В Вене большой популярностью пользуется мусоросжигательный завод District Heating Plant Spittelau (1988-1992), похожий на сказочный замок или Диснейленд. Местные жители любят играть в «Угадай-ку» с гостями, спрашивая неподготовленных туристов, чем может являться это здание.

 

 

Отгадывают только единицы (да и те, наверное, заранее обращались за подсказками к путеводителю по городу). Завод стоит прямо в самом центре города (Spittelauer Linde 45), не источая дурного запаха и не оскорбляя типичными грязновато-серыми заводскими стенами глаза прохожих. Тепло от сжигания мусора обогревает огромное количество городских квартир, а само производство - экологически чистое и отвечает самым строгим требованиям.

Отличительная особенность завода – шикарная труба с золотистым куполом. Издалека строение можно принять за шоколадную фабрику. Есть там и выход на улицу – балкончик с собственным небольшим садом. Одним словом, яркий пример того, как даже самое «грязное» здание может стать шедевром искусства. Вопрос лишь в том, кто возьмется за его преображение.

Хундертвассер создал огромное количество необычных построек по всему миру самого разного назначения. Среди них - онкологическая больница в австрийском городе Грац, целебный источник в Австрии, гимназию Мартина Лютера в Германии, фабрика Майсима в японской Осаке, винокурня в США, общественный туалет в Новой Зеландии, крытый рынок в Швейцарии, детский сад в Германии, церковь Святой Варвары в Австрии, мусоросжигательный завод в Японии и так далее.

 

Дома должны состоять из окон, а не из стен, считал великий архитектор. И действительно, они все имеют огромное количество самых разнообразных окон, через которые проникает свет. Живя в домике, построенном Хундертвассером, можно воображать себя лесным гномом или степным хоббитом, воспринимать реальность через призму сказки и жить радостно и весело. Одно плохо: квартиры в том же венском доме стоят огромных денег, он считается самым дорогим во всем городе.

На великие свершения и уникальный стиль Фриденсрайха Хундертвассера вдохновили художники-экспрессионисты. Будущий архитектор бросил Венскую академию изящных искусств всего после трех месяцев обучения и поехал «изучать мир на практике». И в каждом городе он видел множество типичных бетонных коробок, серых и скучных, похожих, по заявлению самого архитектора, на концлагеря. Это стало отправной точкой для его фантазий по перевороту мира.

Кстати, настоящее имя архитектора − Фридрих Штовассер. В течение жизни он несколько раз менял его на более звучное и яркое. Видимо, Фридриху хотелось, чтобы запись в его паспорте была столько же необычной и запоминающейся, как и его проекты.