Творческое объединение двух талантливых людей – это не просто фестиваль, а настоящая магия виниловой музыки и акриловых картин. Мария Краснова (дизайнер-архитектор и художник) совместно с Борисом Солдатовым (виниловый диджей) с 2016 года создают фестиваль современного искусства Vinyl Acryl.
Мероприятия, организованные Марией и Борисом, передают ощущения и эмоции художников от виниловых пластинок. Смешение звука и разнообразных художественных стилей погружает вас с головой в мир аналогового творчества. Именно так Vinyl Acryl стал целым арт-проектом, который соединил в себе звук и изображения. Сегодня они рассказали Artifex о своем опыте проведения подобных мероприятия.
Artifex: Мария, вы художник. Именно с этого и начался сам Vinyl Acryl. Расскажите, как это было в первый раз.
Мария: Да, наше первое мероприятие было как раз в формате моей персональной выставки. А произошло это так: Борис меня упорно вдохновлял музыкой, которую он играет сам, которую играют его знакомые, скидывал мне много разных треков, рассказывал очень много о том, чем музыка на виниле отличается от другой. (улыбается) Меня все это очень сильно вдохновило, и я начала рисовать картины на тематику виниловой музыки. Раз картина, два картина, три… Бац! И их уже десять.
Я начала думать, что со всем этим делать и позвонила Боре: «А может мы с тобой какую-нибудь выставку устроим? Мои картины и твоя музыка». Мне кажется, он тогда этим тоже вдохновился, насколько я помню. (смеется) И решил еще подключить других диджеев, которые тоже могли бы поиграть.
Artifex: Как появились другие художники на выставке?
Мария: Впоследствии мы решили расширять формат, приглашать других художников, потому что уже на второй выставке я поняла, что не способна постоянно штамповать картины в таком количестве. Это было во-первых. А во-вторых, нам хотелось показывать других людей и других художников. В принципе, наша основная миссия – это открывать нашему народонаселению количество талантливых людей у нас в стране.
Artifex: Борис, вопрос скорее к вам. Почему вы играете именно на виниле?
Борис: Потому что это аналог! (улыбается) Настоящее диджейство. Тем более - в наш век «цифры», когда каждый первый, наверное, играет с флешек, мы, как такие вот олдфаги, можно сказать, придерживаемся именно аналогового звука. Он не лучше и не хуже. Технически пластинка может быть даже хуже, потому что диапазон звука более узкий, но именно за счет этого и появляется какой-то особый шарм. И в принципе играть с винила очень тяжело, пластинки тоже недешевые…
Мария: Ну и диджеев, соответственно, меньше, которые играют именно на виниле, потому что проще взять флешку, привезти ее, куда-нибудь воткнуть - и оно само как-то сводится. А пластинку свести – это для меня как аналог какого-то процесса производства картин. Ты же, если сделал мазок кисточкой, то его не сотрешь уже. Это же некомпьютерное искусство, графика.
Борис: Изначально мы из drum’n’bass тусовки, и первые наши мероприятия проходили именно под этот стиль музыки. Со временем начали приглашать других диджеев. А кто-то сам начал писать нам, что хочет поучаствовать. И мы начали расширять все как и в плане картин, так и в музыке.
Artifex: Получается, что кроме виниловых диджеев никого нет?
Мария: В принципе, у нас смешанный музыкальный формат и преобладают диджеи на виниле, но бывают те, которые не на виниле.
Борис: Но это больше исключение. Если очень хочется кого-то послушать. Если «цифра», то должно быть мега-качественно.
Artifex: Музыка и арт – неразделимые для вас понятия. Как вы подбираете художников и диджеев на свои мероприятия?
Мария: У нас с Борей всегда строгое распределение обязанностей. Я занимаюсь арт-частью: художники, мастер-классы, рисовашки всякие, с последнего мероприятия подключили hand made. А Боря занимается музыкальной частью, поскольку я слушатель-любитель и в этом вопросе совершенно непрофессионал. Я подбираю картины исходя из того, какая площадка будет: если это большое пространство, то, естественно, что маленькие картины размером в А4 там потеряются, и их никто не будет видеть. По сюжетности у меня нет каких-то особых требований. Я не хочу показывать совсем уж классическую академическую живопись, потому что это можно посмотреть в любом музее. Мне интересны художники, работающие с необычными техниками, на произведения которых смотришь и понимаешь, что они необычны и оригинальны и их хочется продемонстрировать.
Artifex: Чем вы вдохновляетесь?
Борис: Весь процесс заражает нас обоих. Получается так, что когда мы начали делать Vinyl Acryl, то Маша начала скупать пластинки, а я - картины. (смеется)
Мария: Был такой момент, что я ему прислала фотографии своих картин, а он вдохновился ими и свел микс. Присылает мне его - и я начинаю рисовать еще. (смеется). Это, в принципе, взаимовдохновляющий процесс. Поэтому у нас на каждом мероприятии люди иногда рисуют прямо на площадках, и мы организуем места, где можно немного порисовать. Интересно, когда гости могут прийти и тоже поучаствовать в искусстве.
Artifex: Прошлый фестиваль прошел под открытым небом. Насколько это отличает его от остальных?
Мария: Отличает сильно, потому что это был наш первый фестиваль на подобной площадке. Такого у нас еще никогда не было. Обычно все было в помещениях и для нас это был первый опыт, и мы боялись. (улыбается)
Борис: Смотрели прогноз погоды по несколько раз в день. (улыбается)
Мария: Боялись больше не за организацию, а что нас смоет дождем. (смеется) Нам вообще повезло с площадкой. На Вернисаже очень удобные галереи, они нас и спасли на час, когда был дождь.
Борис: Администраторы очень много помогали нам на площадке, потому что была куча неучтенных нами вещей и другие проблемы, но они мгновенно их решали.
Мария: Этот раз отличался еще тем, что помимо художников и диджеев мы впервые подключили маркет hand made продукции: шоколатье, дизайнеры одежды и украшений. И это был не просто рынок или ярмарка, мы собирались выбирать интересные и креативные вещи или что-то пересекающееся с тематикой фестиваля, например, украшения из винила.
Artifex: Как место влияет на атмосферу ваших мероприятий?
Борис и Мария: Очень сильно! (одновременно)
Борис: Разные места – разные мероприятия получаются. Вроде Vinyl Acryl тот же, но все по-другому. Например, мелкие площадки – более камерные, создается формат полувечеринки с громкой музыкой. А на том же Флаконе мы делали два танцпола, затем делали ночную часть – продолжение.
Мария: Да, на Флаконе была огромная трехэтажная площадка, и такие мероприятия плавно переходили в ночной формат. В общем и целом, у нас формат один: диджеи, картины, маркет, но при этом площадка, конечно, диктует свои определенные условия по организации.
Artifex: Еще раз вернемся к прошлому мероприятию. Вы впервые пригласили стрит-арт художников, чтобы они разрисовали стены вернисажа. Как вы договаривались с художниками и администрацией площадки?
Мария: Нам повезло с менеджерами площадки и с самой площадкой. Ее открыли недавно, и там уже есть небольшие арки, которые заняты каким-то стрит-артом. Были две свободные, и мы спросили у них. Нам очень хотелось в данном уличном формате пригласить стрит-арт представителей. Администрация сразу же согласилась, но заранее попросили прислать эскизы. С граффитчиками мы тоже легко договорились, они и сами хотели поучаствовать. Я просто попросила их заранее показать примерный эскиз того, что будет на стенах вернисажа.
Artifex: Как с музыкальной частью? Не было ли проблем со звуком?
Борис: Было как-то все по-новому. Опять же, со звуком нам повезло, потому что нам помогли партнеры. Обычно мы сами арендовали технику, а в этот раз Scratch DJ School и Pioneer DJ Russia предоставили нам технику, и звук был хороший. Единственный минус, как мне показалось, его не очень хватало на всю территорию.
Мария: Но теперь мы знаем, что надо чуть больше звука, чтобы в каждом конце площадки была музыка. Потому что звук на улице, конечно, по-другому распространяется.
Борис: На подобных площадках вообще можно делать две зоны, два танцпола. Организация - очень тонкое дело. Мы, когда начинали, даже и не знали, что и как вешать, а сейчас у нас прошло уже восемь фестивалей Vinyl Acryl и появился колоссальный опыт.
Мария: У нас еще были мероприятия под другими названиями, поэтому да, опыт есть. (улыбается) Вообще в организации мы самоучки, у нас же совершенно другие специальности, поэтому мы учимся на своих же ошибках.
Artifex: А как вы решили устраивать активности для детей?
Мария: Мы просто заметили на последних мероприятиях, что многие диджеи приезжают с детьми, посетители тоже часто приходят целой семьей. Возраст наших посетителей от 25 до 35 лет, и очень часто это люди с детьми. У Бори, например, двое детей. И я обычно сама устраивала арт-перфомансы: привозила краски, картонки, на которых можно рисовать. Дети всегда очень охотно участвовали в создании собственных картин. А на это мероприятия мы просто дополнительно позвали компанию, которая профессионально организует детские мастер-классы. И получается так, что семья приходит к нам, мама с ребенком идет на мастер-класс, папа идет на виниловый маркет.
Борис: Идеально же! (смеется)
Мария: Боря знает, Боря понимает. (смеется)
Artifex: То есть цели развивать детский формат не было?
Мария: У нас в планах и мечтах попробовать сделать детский Vinyl Acryl. Сейчас мы это организовали только для того, чтобы разнообразить досуг для наших гостей.
Борис: Но мы только прощупываем почву.
Artifex: Чего не хватает Vinyl Acryl, но обязательно появится?
Борис: На самом деле, всего не хватает. Мы в постоянном поиске. Например, после ернисажа, мы подумываем приглашать скейтеров на открытые площадки, сделать стрит-бол и подобное…
Мария: Вообще, нам хочется закрепиться на какой-нибудь площадке постоянно, потому что сейчас у нас постоянные метания…
Борис: А может и не надо! Это же интересно, когда разные площадки, разные форматы…
Artifex: Спасибо большое за интервью. Было приятно познакомиться!