Не только мировые «звезды» арт-ярмарочной сцены, такие как Art Basel и Frieze, но и их российские коллеги — Cosmoscow и ее спутник Blazar в этот непростой «ковидный» год имели возможность попробовать новый для себя формат работы в сети. Несмотря на явные преимущества онлайн формата для знакомства широкой аудитории арт-ярмарок с искусством, профессионалы рынка и коллекционеры могут остаться разочарованы.
Так, первым на такой эксперимент решилась Art Basel — неоспоримо крупнейшая и престижнейшая ярмарка современного искусства в мире. Появившись как локальный проект в небольшом швейцарском городке Базель в 1970 году, сейчас она проводится и на остальных ключевых континентах: Азии (Гонконг) и Америке (Майами). Считается, что это главное событие для арт-бизнеса, где ежегодно участвуют порядка 300 галерей из более чем 30 стран, а посетители приезжают со всего света (ежегодно около 100 тысяч из более чем 80 стран). Принять участие в ярмарке можно или по приглашению (для коллекционеров и критиков) или пройдя строгий отбор участия (для галерей) или заплатив за входной, надо сказать недешевый (обычно 60 евро/1 день), билет (для иных посетителей).
Оказавшись в условиях повсеместного карантина и запрета проведения массовых мероприятий, руководство Art Basel рискнуло организовать мартовскую ярмарку, традиционно проводимую в эти дни в Гонконге, в виртуальном пространстве. Это был первый онлайн-эксперимент для индустрии, который подхватили следом Global Art Forum, Dubai (27-27 марта 2020), а также вторая по значимости международная ярмарка Frieze (платформа Frieze Viewing Rooms была доступна широкой аудитории месяц, начиная с 8 мая 2020).
В июне 2020 года Art Basel повторила свой мартовский опыт и провела очередную онлайн-ярмарку, при этом увеличив вдвое количество представленных работ. Об этом сообщает в своем специальном комментарии для Artifex пресс-служба Art Basel:
«В марте было выставлено 2000 работ общей стоимостью в день открытия 270 миллионов долларов, а в июне — уже около 4000 работ общей стоимостью почти в три раза превышающей мартовское предложение — это 740 миллионов долларов в день открытия ярмарки. При этом эти цифры отражают общую цену выставленных работ в определенный отрезок времени, а именно в первый день выставки. Общая же стоимость загруженных (но не обязательно видимых покупателю) работ была оценена почти в 1 миллиард долларов. Стоит отметить, что каждая галерея имела право выставлять по 15 работ за раз, но работы в виртуальных стендах можно было менять в течение дня. Поэтому эти суммы отражают лишь короткий отрезок времени, а именно первый день виртуальной выставки».
Безусловно, переход арт-ярмарок в онлайн становится для широкой публики несомненным счастьем. Ведь можно буквально в два счета побывать на столь масштабных событиях, оказаться на которых раньше стоило непростых усилий. Пройдя простую регистрацию на сайте ярмарки или специальном digital аккаунте (вроде vc_on венской ярмарки Viennacontemporary попадаешь в так называемые «комнаты просмотра» (viewing rooms), где можно по фильтру просмотреть все галереи и кураторские проекты, а также выбрать произведения искусства по типу (живопись, скульптура, видео), имени художника, названию галереи, году «выпуска» и конечно стоимости. Все фотографии работ, их полное описание и провенанс размещены здесь же. Часто предлагается также принять участие в кураторской экскурсии, получить консультацию по заинтересовавшим экспонатам или посмотреть, как работа будет смотреться в интерьере. В общем, налицо индивидуальный подход и максимальное раскрытие информации о каждой работе и авторе. Действительно рай для критиков и любителей искусства, но вряд ли для арт-дилеров и коллекционеров – целевой аудитории ярмарок. Оправдан ли для них такой digital формат?
Что касается арт-дилеров, то очевидная экономия на физических затратах (аренда павильонов, логистика и прочее отменяются) не оправдывается риском прогнозируемого снижения продаж. Покупка искусства стоимостью десятки, а то и сотни миллионов долларов, это не выбор пиццы на ужин, поэтому есть очевидные барьеры перед тем, чтобы активно приобретать произведения искусства онлайн. Особенную сложность представляют скульптура и экспонаты, требующие интерактивного участия зрителей. По данным за 2018 год, онлайн продажи искусства составили 1 млрд. долларов, но это всего 6% общего объема продаж, который оценивается в сумму свыше 16 млрд. долларов.
«По итогам продаж на ярмарке Cosmoscow в этом году все работы были проданы «вживую», несмотря на то, что они одновременно выставлялись онлайн» - прокомментировал Юрий Омельченко, сооснователь Omelchenko Gallery, создатель проекта «ARTпатруль». «Стоит отметить, что для Omelchenko Gallery это был максимальный объем продаж за все время участия галереи в этой ярмарке, т.е. с 2017 года. Мы продали 9 работ всех представленных в рамках Cosmoscow 2020 художников – Виталия Копачева, Натальи Гудович, Андрея Шкарина. Я считаю, что это связано с тем, что люди очень соскучились по живому общению, особой атмосфере, где можно выбрать и приобрести искусство».
Действительно главные герои ярмарок — коллекционеры — привыкли знакомиться и выбирать работы художников именно на «оффлайн» ярмарках. Большинство таких покупок, по признанию самих галеристов, эмоциональны, что невозможно представить при совершении сделки удаленно. И конечно нельзя забывать про незаменимое социальное общение и бесценную возможность «живого» погружения в мир искусства благодаря одновременному присутствию важнейших галерей и специалистов, проведению специальных vip-событий для арт-тусовки и коллекционеров, экскурсий и панельных обсуждений. Перейдя в онлайн, коллекционеры лишаются статуса first line guests (высокопоставленных гостей) и удовольствия от «живого» выбора произведений искусства. Превратившись в маркетплейсы по искусству, арт-ярмарки могут лишиться главного, что так привлекает ценителей прекрасного – яркого шоу, а вместе с ним и его основных звезд — коллекционеров и крупнейших галеристов.
Именно поэтому при всем наличии широких возможностей виртуального пространства арт-ярмарки с удовольствием возвращаются к привычному оффлайн режиму после снятия всех карантинных мер. Тем не менее, вынужденный период изоляции позволил им достаточно поэкспериментировать в непривычной digital среде и научил работать одновременно в обоих форматах. Так, свои онлайн-спутники, которые, кстати, можно поисследовать в нынешнем октябре, запустили Frieze (Frieze Viewing Room доступны в период 9-16 октября 2020), Art Basel (ArtBasel 'OVR:20c', доступ 28-31 октября 2020 года) и Viennacontemporary, доступ открыт до 27 октября 2020).
Будущее явно за таким смешанным форматом, когда для привлечения новой аудитории и продвижения молодого искусства используется онлайн, а традиционный оффлайн продолжает быть местом основных продаж искусства, а также прямого общения коллекционеров с художниками и галереями. В этом случае есть шанс всем оставаться в плюсе.
Автор: Анна Миронова