Все мы уже взрослые люди. А если не очень, то все равно стремимся это показать. Рано или поздно, наступает тот день, когда в масштабной уборке в своей квартире или в пыльной кладовке находятся «артефакты» прямиком из детства: фигурки персонажей кино, книги, раскраски и прочие вещи, напоминающие нам о беззаботной поре детства. И вот, доставая старый пыльный пазл с котиками, можно найти разноцветные коробочки с названиями «Путешествие», «Эрудит», «Голодные бегемотики», «Монополия» или советский аналог «Менеджер».

Настольные игра — удивительная вещь, за времяпрепровождением которой можно как объединиться с людьми, так и рассориться с ними окончательно.

 

Смотря на цветастые упаковки современных игр сложно представить, что начиналось все совсем иначе. В голове с трудом укладывается, как в один ряд можно ставить «Каркасон» и шахматы или го. Но первые игры, по сути, и были чем-то скучным, неярким и явно без карточек с характеристиками персонажей. Скучными, конечно, для современных представителей ХХI века.

Прародителем шахмат вполне можно назвать Хнефатафл или тафл. Первые упоминания об этой игре относят к III веку н.э., так как появление шахмат относят к VI веку н.э. Тафл был распространен среди викингов, которые позже привезли его в другие страны, такие как Гренландия, Исландия и Уэльс. Сама игра представляла собой современный «захват флага»: игрок должен любым способом провести своего короля от центра доски к краю, в тот момент, как остальные игроки всеми способами мешают это сделать.

Или одна из самых древних игр, найденных на данный момент археологами: сенет. Она берет свое начало из Древнего Египта и датируется аж 3500 годом до н.э. Вначале игра носила светский характер, а затем приобрела религиозное значение, отображающие богов и аспекты жизни после смерти. Многие из древних игр носили оккультный смысл, или же имели свой вес в торговле и светских раутах.

 

Возвращаясь в наш век, индустрия развлечений создала невероятное количество красочных виртуальных миров, которые потеряли древний смысл и приобрели чисто развлекательный характер. Каждый пользователь смартфона может в любую минуту скачать портативный способ «убийства досуга». Напрашивается вывод, что в мире, переполненном цифровыми играми, «настолки» уже никому не нужны. Однако эта логика рушится при виде огромной толпы людей, пытавшихся попасть на фестиваль настольных игр Игрокон, который проходил 18 и 19 ноября.

Найти на выставке свободный столик, за которым можно протестировать новую разработку или порубиться в классику, ― серьезная удача. Таков масштаб главного события индустрии настольных игр. Молодые люди, дети, пожилые пары, и, конечно, рой косплееров, не упускающих ни одного мероприятия, чтобы показать себя любимых. При перенасыщенности рынка поп-культуры, а тем более при обилии видеоигр что-то все равно заставляет совершенно разных людей садиться за картонные поля и бросать разноцветные кубики, перечитывая по нескольку раз правила игры. И это уже не ритуал и не светская традиция.

 

Есть мнение, что компьютерные игры превратились в определенный вид искусства. В них присутствуют сложный сюжет с проработанной драмой, потрясающие музыкальные композиции и, естественно, красивая графика. В купе это дает продукт, который вполне можно назвать произведением искусства. Относится ли это утверждение и к настольным играм? В них точно нет музыки. Остаются сюжет и «картинка».

На сюжетной составляющей специализируются «настолки» по механике Dungeons&Dragons. Сама D&D считается чуть ли не прародительницей всех ролевых игр любого формата. Ключевая роль в ней отводится ведущему или Мастеру (DM), который сначала продумывает до мельчайших деталей игровой мир, основываясь на трех Книгах правил, а затем представляет свое творение игрокам, создающим в уже готовом мире своих персонажей. На «Игроконе» можно было поиграть в пример такой механики ― Pathfinder. Эта игра получилась благодаря расширению правил третьей редакции Dungeons&Dragons.

Желающих освоить Pathfinder консультировал Максим, эксперт по игре. На неоднозначный вопрос «Можно ли назвать Dungeons&Dragons и Pathfinder произведениями искусства?» он сразу ответить затруднился, но потом все-таки поделился своими мыслями:

Да, потому что сама по себе игра выполнена очень качественно и очень красиво. Красивые карты, очень красочная Книга правил и Книга Мастера с прекраснейшими иллюстрациями. Вам даже не обязательно погружаться в игровой процесс, чтобы столкнуться с искусством в данной игре. Если у вас хороший DM, он сам придумает интересное приключение, это тоже некое искусство. Все мы знаем, что в Dungeons&Dragons работа Мастера ― это что-то глобальное и неописуемое: создать полностью мир с нуля или с каких-то наработок, придумать какую-то свою историю и провести через нее компанию людей. Конечно, это искусство.

Получается, что в ролевых играх такого рода для того, чтобы они получились правдоподобными, необходимо совместить навыки писателя и рассказчика с актерским талантом. Отсюда недалеко и до определенной степени искусства, если бы не одно «но»: сидящие за столами ребята не очень стремились отыгрывать своих магов и паладинов. Все-таки подход к играм у каждого свой.

Что касается иллюстраций, то не только знаменитые ролевые игры могут похвастаться прекрасными Книгами правил. На «Игроконе» можно было несколько часов провести, разглядывая новые карточки коллекционной игры «Берсерк» или бумажные версии карт Hearthstone. Над некоторыми играми художники действительно усердно поработали, превратив небольшие иллюстрации в достойные произведения.

 

А индустрия пошла дальше, дав возможность полюбоваться не только карточками, но и игровыми фигурками. С помощью разноцветных миниатюр для стратегических игр по вселенным Warhammer и Warhammer 40,000 на фестивале воссоздали крупную космическую баталию между насекомоподобными существами и какими-то космическими десантниками. Над полем боя нависали два профессиональных игрока, в поту высчитывавших на нескольких кубиках, какой урон боевой жук нанес космотанку. Один из них, игравший под ником Аталкар, согласился ответить на несколько вопросов:

Artifex: Как вы думаете, Warhammer ― прежде всего искусство или игра?

Смотря для кого. Для меня это атмосферные нарративные игры, компании. Но есть люди, которые воспринимают его очень спортивно.

Artifex: Что для вас первично во время игры – погружение во вселенную или расчеты?

Погружение, полное погружение.

Artifex: Вы отыгрываете ваших персонажей?

Ну, за расу тиранидов это сделать немного проблематично, ведь у них единый коллективный разум. Это круто, но конкретно персонализированная ролевая игра здесь не очень возможна. Но, в целом, да, я стараюсь отыгрывать бои. Сейчас, например, у нас была битва на девственном мире.

Artifex: Некоторые считают, что в «настолки» играют или маленькие дети, или мужчины лет за 40 в маленькой коморке. Это действительно так?

Лет 15-20 назад в них действительно играли люди лет за 40 в коморках. Но сейчас это очень популяризировалось, особенно за границей. Сейчас рубятся и школьники, и студенты, люди всех возрастов. У меня есть знакомый одиннадцати лет, который уже побеждал на турнире.

И действительно, за столами можно было наблюдать мужчин в солидном возрасте, в костюмах и явно обеспеченных, задумчиво доказывающих свою правоту в игре подросткам и даже детям. Они с не меньшим интересом, чем их юные соперники, выкладывали новые цветастые карточки на стол.

 

 

Считать настольную игру искусством или нет — выбор каждого человека. Это очень сильно зависит от игроков, их готовности существовать не за столом с кубиками и таблицами расчетов умений, а в ином мире, наполненном всем, на что только хватит воображения разработчиков, художников и самих игроков. Вот компоненты «настолки» ― другое дело, здесь можно отыскать весьма интересные произведения. Ну разве не прекрасна эта миниатюрная осада крепости скелетообразных представителей расы некронов!