В период с 27 февраля по 3 марта 2019 года в рамках Мадридской Недели Искусства прошли сразу несколько мероприятий современного испаноязычного арт-мира. Представляем обзор наиболее ярких из них. Это ARCO - одна из крупнейших ярмарок в мире, локальные ArtMadrid и JustMadrid, a также Urvanity, единственная в Европе ярмарка уличного искусства.

ARCO
Традиционно ARCO является арт-площадкой, объединяющей весь испаноязычный мир: здесь можно увидеть искусство всей Латинской Америки, включая Бразилию, Перу, Уругвай, Аргентину и других стран. Европа представлена как самими испанцами, так и «близкими по духу» европейцами – например, на ней довольно много португальских участников. Кроме того, ряд американских и европейских галерей выставили работы именно испанских или латиноамериканских авторов. Причем не только современных, так как довольно часто встречается живопись Пабло Пикассо, Жоана Миро, Энди Уорхола, Антони Тапиеса и других художников.

 

Представленные на ARCO работы – это преимущественно живопись, что, собственно, является традицией. Не стоит забывать, что ярмарка – это, прежде всего, коммерческое событие, и галереи предпочитают выставлять объекты и отбирать сюжеты по большей части «утилитарного характера». А среди представленных стилей наиболее популярным оказался абстракционизм, так как именно его очень легко можно вписать в любой интерьер.

Но на ARCO, в отличие от других столичных выставок, широко представлены и другие жанры: достаточно много инсталляций, скульптуры, фото и есть даже перформансы, которые тоже можно приобрести. Стоит вспомнить, что performance возник в свое время как протест против живописного «продажного» искусства и впервые провозгласил отказ от объекта, без которого купить искусство было нельзя. Первые художники-акционисты были убеждены, что отсутствие объекта приведет к новому восприятию искусства как нечто нематериального, а значит и непродаваемого. Но, как мы видим, перформанс наряду с другими жанрами сегодня становится полноценным участником арт-рынка. Обычно предлагают купить артефакты, которые ранее уже были использованы для первого показа представления, а сейчас с их помощью у покупателя появляется возможность воспроизвести «премьеру».

На ARCO можно было встретить также такой популярный формат для продажи, как фотографии сцен и участников перформанса, подписанные и датированные автором, как на фото ниже.

 

 

В этом году в ARCO приняли участие более двухсот галерей из 31 страны. Помимо общей программы интересными оказались специальные проекты ярмарки. Так, кураторский проект «Перу на ARCO», представлявший эту страну как почетного гостя ярмарки, собрал на своей площадке 24 художника из 15 перуанских галерей. «Почетность» гостя была подчеркнута особым расположением и масштабом выставочной экспозиции Перу, количеством предлагаемых активностей и возможностей знакомства с каждым художником отдельно (каждому автору отводилось специальное пространство). Здесь же прошел Перуанский форум (Peru Forum), на котором можно было познакомиться как с социальным и культурным портретом этой страны, так и самим перуанским, и не только современным, искусством.

 

 

Очень популярными на ARCO оказались персональные выставки художников. Они прошли в рамках еще двух специальных программ. На «Открытии» были представлены работы начинающих художников, а «Диалоги» объединила живописцев, создавших работы специально для этой выставки. Здесь каждая из галерей представила проекты одного-двух художников, что дало возможность ближе познакомиться с творчеством перспективных авторов, специально отобранных профессиональными кураторами. Этот тренд персональных выставок поддержали около 40 % галерей. Они заявили свои собственные специальные проекты, к которым привлекли дополнительное внимание аудитории ярмарки, в том числе из числа профессионалов в сфере искусства и критиков.

 

 

ARCO оказалась интересным событием не только для коллекционеров и арт-дилеров. Ее разнообразные мероприятия привлекли как профессионалов, так и простых любителей искусства. Повестка была очень насыщенной: креативная детская площадка, премиум бутики спонсоров и экзотические рестораны латиноамериканских стран, представительства журналов и других медиа, специальные показы и активности для VIP участников, вручение наград (было целых шесть различных премий!) и, конечно, широкая линейка различных лекций и обсуждений по арт-тематикам. Так, ярмарка демонстрирует следование новым веяниям в сфере продажи искусства, когда привлекать кураторов и профессионалов считается в современном арт-мире очень успешной практикой. ARCO подчеркивает, что она заинтересована не только в продажах, но и в развитии искусства как такового. Нельзя не признать, что такая концепция имеет и вполне прагматичные результаты, которые выражаются как в росте числа посетителей ярмарки (а значит и доходов продавцов), так и в увеличении интереса к художникам и галереям за счет большего медиа освещения и обсуждений среди профессионалов.

 

 

ArtMadrid и JustMadrid
Конкуренцию ARCO составили две более традиционного формата ярмарки. Несмотря на значительно меньшее, по сравнению с ARCO, число экспонентов (около 50 на каждой), почти половина из них (например, 40 % из числа участников ArtMadrid) – это международные галереи из различных стран Европы, Америки, Азии и Африки.

Традиционный формат ярмарок был подчеркнут не только представленными объектами (преимущественно живопись, фотография, скульптура, реже - видеоарт и инсталляции) и их сюжетами (меньше концептуальности - проще восприятие), но даже местом проведения. В отличие от IFEMA, крупнейшей в Мадриде выставочной площадки, где проходила ARCO, ярмарки ArtMadrid и JustMadrid прошли в дворцах Palacio de Cibeles и Palacio de Neptuno, исторических зданиях в центре испанской столицы.

 

 

В фокусе обоих ярмарок оказалось молодое искусство. Так, на ArtMadrid оно развернулось в рамках кураторской экспозиции «Один проект» (One project), где были представлены персональные выставки начинающих современных художников. Точнее художниц – в этом году в эту программу вошли семь женских проектов. По словам критика и куратора «Одного проекта» Нереа Убието (Nerea Ubieto), такой выбор был обусловлен «желанием выровнять нестабильный баланс, при котором женское участие в художественных ярмарках сегодня все еще несправедливо».

JustMadrid в части внимания к молодому искусству стал уникальным событием. Здесь ежегодно присуждают молодежную премию ART FAIRS award, которая продвигает новые имена испанской художественной сцены. Кроме того, в самой концепции ярмарки заявлено, что это площадка для emerging art и молодого искусства, она наиболее подходящая для того, чтобы начать коллекционирование. Здесь даже присуждают специальную премию молодого коллекционера, которая призвана привлечь к этому занятию новое поколение любителей искусства. Каждый премированный коллекционер получает некоторую сумму, которую он должен потратить до окончания ярмарки на приобретение понравившихся произведений из любой участвующей галереи. Стоимость работ здесь куда привлекательнее, чем на остальных ярмарках: вполне реально выбрать что-то по душе в диапазоне 500-1000 евро.

Многие объекты молодых авторов на JustMadrid были отобраны по результатам их работы в арт резиденции JustResidence, которая ежегодно дает возможность художникам не только из Испании получить консультации у профессиональных наставников, а также поддержку по продвижению и продажам. В этом году тематическим фокусом для отбора работ, подготовленных по программе арт резиденции, было цифровое искусство, технологии, аудиовизуальные приемы и другие современные средства художественной выразительности.

 

 

Urvanity
Пожалуй, самым специфичным из прошедших мероприятий можно считать Urvanity, единственную в Европе ярмарку Нового Современного Искусства. Это понятие объединяет жанры urban art, граффити, уличного искусства (street art), а также нового поп-арта (Surrealist Pop или new Pop Art).

«Так называемое Новое Современное искусство относится к художникам, которые начинали с граффити или росписей уличных стен, а далее перенесли это искусство в галереи и соответственно на арт-рынок», - поясняет директор ярмарки Серхио Санчо (Sergio Sancho).

Мероприятие проходило в местном архитектурном колледже COAM, пространство которого как нельзя лучше соответствовало духу и стилю молодежной и стрит арт культуры. Электронная музыка и open air площадки во дворе колледжа создавали особую атмосферу.

 

 

Среди международных художников, работы которых выставлялись в этом году на Urvanity, были очень известные имена. Это, например, следующие: французская urban art художница Мисс Ван (Miss Van), пионер движения New York Street Art Дэн Виц (Dan Witz), итальянский дуэт Miaz Brothers, бельгийский коллектив Hell’O. И среди них - и наконец-то! - российские стрит-арт художники.

Из испанских художников были работы Грип Фэйс (Grip Face), Марио Манки (Mario Mankey), художницы-абстракционистки Анны Таратил (Anna Taratiel), граффитиста Беиина (Beiin) и других.

Стоит отметить, что в состав кураторов Urvanity вошла Сабина Чагина, основатель Международной биеннале уличного искусства «Артмоссфера», первого и единственного фестиваля в России, полностью посвященного стрит-арту. Было приятно узнать, что «Артмоссфера» достаточно популярна среди галерей и авторов, участвующих в Urvanity, и высоко ими ценится.

Вообще Urvanity стала единственной в эти дни площадкой, где можно было познакомиться с русским современным искусством. Благодаря RUARTS Gallery, одной из крупнейших московских галерей актуального искусства, в том числе - urban art, на ярмарке были представлены около 30 работ молодых российских художников. Это очень перспективные и уже известные на европейской арт-сцене Дмитрий Аске, Марат Морик, Иван Найнти. По словам директора RUARTS Gallery Катрин Борисов, «ряд работ были приобретены еще до открытия ярмарки. Такой интерес к нашим художникам обусловлен во многом уникальностью живописного стиля авторов и сложностью сюжетов, которые выгодно выделяют российские работы среди испанских и вызывают интерес у коллекционеров».

 

 

 


Авторы: Миронова Анна, Петруханова Алина