THE ORIGINS OF COLOR by Paul Rosero Contreras
Куратор - Анна Швец
Если рассматривать понятие «реальность» с философской точки зрения, то она – реальность – это всего лишь концепт. Причём концепт, существующий на грани социального консенсуса. Другими словами, мы так договорились. То, что существует «здесь и сейчас» и вещественно присутствует – это реально.
Но это не означает, что данное положение вещественности статично. Всегда есть как скрытые, так и явные инструменты для влияния и изменения реальности реального.
Собственно, об этом и намекала средневековая алхимия, говорящая на герметическом языке, впитавшим древнегреческую натурфилософию, халдейскую астрономию, персидскую магию и современную химию. Имея ключ к тайнам «Великого Делания», возможно всё: даже превратить свинец в золото, найти эликсир бессмертия и, как итог, трансформировать человека.
Так, в продолжение исследований Пола Розеро последних лет, 14 апреля 2018 года была создана междисциплинарная команда, в состав которой вошли эквадорские ученые Наталья Гевара и Маргарита Брандт, художник Пол Розеро Контрерас, российский продюсер Анна Швец, британский куратор Надим Самман, чилийский биолог Томас Аларкон Шумахер и другие, которые подобно средневековым алхимикам, движимые идеей поиска Философского камня в кратерах действующих вулканов, отправились в зону запрещенного доступа Национального парка Галапагос.
Проект принял форму экспедиции, трансформированной в путешествие Dark Paradise (Тёмный Рай), к уникальной экосистеме «зачарованных островов», где природа выступает в качестве наглядной «лаборатории эволюции».
Ещё со времён Чарльза Дарвина, потеряв свою первозданность, она всё же настойчиво продолжает хранить свои тайны. Доказывая, что неизвестное будет существовать всегда.
Artifex: Хорошо, значит, это был романтический мотив экспедиции?
«Скажем так, что художественное исследование обычно следует романтическим целям. Результаты же могут быть вполне практичными или вдохновляющими на изменения в подходах. Мы увидели, сколько удивительных оттенков может дать сама природа. Без химии. Без агрессии. Мы нашли новые материалы абсолютно экологически-френдли, как тот, из которого сделан гамак», - поясняет продюсер и куратор экспедиции Анна Швец.
Тот самый гамак, сделанный, к слову, из экстракта юкки и почти съедобный, как и остальная мультимедийная экспозиция представлена зрителю в уютном многофункциональном пространстве WHO AM I GALLERY под названием «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦВЕТА», не случайно столь созвучного одноименному труду 1859 года «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВИДОВ». Уже упомянутый английский учёный и основоположник теории эволюции Чарльз Дарвин прибыл на Галапагосские острова в 1835 году и сделал заметку:
«Выживает тот, кто приспосабливается… это и есть естественный отбор»
Проект включает графику, фотографии, скульптуру и видео-работы одного весьма необычного концептуального художника современности.
Пол Розеро Контрерас (Paul Rosero Contreros) – современный концептуальный художник. Родился в 1982 года в Кито, столице Эквадора. Получил степени Магистра изящных искусств в Калифорнийском институте искусства и Магистра когнитивных систем и интерактивных медиа в Университете Помпеу Фабра в Испании. Отличительный подход художника заключается в работе с научными данными, спекулятивным реализмом и вымышленными повествованиями.
В его художественной работе рассматриваются темы, связанные с геополитикой, экологическими проблемами, а также отношениями между людьми в экстремальных ситуациях. В настоящее время занимается исследованиями и преподаёт Art, Sience & Technology в Университете Сан Франциско де Кито в Эквадоре. Его работы не раз отмечались особыми призами и грантами и были широко представлены на международных арт-событиях, таких, как 57-ая Венецианская Биеннале, 5-ая Московская Биеннале молодого искусства, 1-ая Антарктическая Биеннале, Cuenca Biennale, Biennal del Sur, Siggraf в Лос-Анджелесе, а также находятся в коллекциях Musee Quai Branly в Париже, Instituto Cervantes в Риме, Museo de Historia de Zaragoza в Испании, Центра H2 Аугсбурге и других.
Paul Rosero рассказал, что концепция проекта строится на двух физических уровнях: то, что было исследовано и зафиксировано над и под водой. Галапагосские острова, как известно, имеют вулканическое происхождение, и большинство вулканов остаются действующими. Один из таких — подводный вулкан Рока – Редонда, послуживший платформой для научных и художественных осмыслений. Здесь в пузырящейся кальдере обитают загадочные виды кораллов. Они являются индикаторами изменения химического состава океана и способствуют пониманию уровня подкисления, в свою очередь связанного с выпуском человеческой цивилизацией зашкаливающего количества СО2 и глобальным потеплением в целом. Так как природа кораллов особо чувствительна, и даже малейшее повышение температуры на 2 градуса при изменённом химическим составе воды уже не дают им возможности к дальнейшему размножению. Такие, не столь жизнеутверждающие выводы, не слышно легли на колоритно-медитативный визуальный ряд видео-работы под названием Purple haze. И как пел Джими Хендрикс в своей Фиолетовой Дымке (Purple Haze) 1967 года:
В моих глазах всё в фиолетовой дымке
Не знаю, день или ночь
Ты взорвал меня, взорвал мой разум
Наступит ли завтра или это конец света?
Глубина обладает одной неоспоримой особенностью — она погружает во мрак, где размышления принимают форму фатальности. Темный рай (Dark Paradise) - путь в глубину через цвет. Цвет определяет направление пути, и в нашем случае он лежит через историю королевского пурпура. Древнейший органический пигмент добывался на финикийском Средиземноморье из уникального вещества морских улиток. Десятки тысяч пурпуроносных моллюсков могли дать только один грамм драгоценной краски, что и объясняет причину, по которой пурпур занимал столь высокое положение среди знати и царей, став цветом и символом власти.
В своей работе A HISTORY OF PURPLE (История пурпура) Paul Rosero вступает в диалог с фламандским художником XVII века Питером Рубенсом, вспоминая малоизвестную картину «Собака Геркулеса», на которой изображён довольно занятный сюжет. В этой картине мифологический герой поглаживает голову гончей, которая только что пережевала анус улитки, и представляет собой образную версию того, как впервые был обнаружен этот цвет.
Тем не менее, тот пурпурный, который мы знаем сегодня, существует как результат случайной химической реакции, когда британский химик Уильям Перкин проводил опыты, пытаясь синтезировать лекарство от малярии. Оставшееся в пробирке вещество потрясающего пурпурного цвета сделало Перкина самым могущественным предпринимателем на рынке красителей. Таким образом, багряно–фиолетовые очертания вулкана, явленные лазерной резкой и окроплённые измельчёнными кораллами, представляют итог художественного осмысления хроники взаимоотношений силы и цвета.
Загадочно, как в тайной химической лаборатории, Paul Rosero расставляет в пространстве галереи хрупкие и эстетичные колбочки с органическими пигментами, собранными как под, так и над водой. Цветовая палитра, на которой держатся все экспозиционные акценты, замыкается на розовом и жёлтом. Такой подход видится в том, что художник ищет корреляцию между цветом, микроорганизмами и полноценными макро-существами, эндемиками, населяющими труднодоступные места Галапагос.
THE SKIN OF ILLUSION — фрагмент шипованного гребня с зелено–розовым градиентом, разрушает все иллюзии. Розовая игуана существует. И обитает она только в северном склоне кратера вулкана WOLF на острове Изабелла Галапагосского архипелага. Этот уникальный вид отделился от остальных, в частности морских, игуан 5,7 млн лет назад, что делает её самым древним биологическим видом на архипелаге, однако обнаруженным только в 1986 году.
«Поиск розовой игуаны – это исследование происхождения цвета и, как следствие, происхождение дифференциации и дискриминации», - поясняет художник в своей концепции.
Опасная, отличная от всех известных наземных ящериц — розовая игуана — своим домом могла выбрать только критическое, недоступное, заросшее дикими растениями, активное жерло Волчьего вулкана. И не зря. Ведь активный вулкан имеет потенциал для изменения реальности. А значит, это естественное воплощение скрытой силы, которая может прорваться в неизвестное будущее.