В тот день в творческую мастерскую театрального художника Давида Львовича Боровского я пришел на основную экспозицию. Она находится в одной из комнат его квартиры, дальней, если быть точным. Пока пальто вешалось на крючок, я заметил в зале рядом привлекающую подвижность. На стенах висели картины, вокруг — люди. Заставленные едой и напитками, подоконники вызывали желание подойти. Чувствовалось то приятное напряжение, которое обычно бывает за несколько часов до сдачи большой работы.
Проходя мимо зала, я вскользь посмотрел внутрь. «Новый экспрессионизм» — диагностировал и пошел дальше. Но на обратном пути заметил театральные макеты, а когда начал присматриваться, «новый экспрессионизм» оказался эскизами к спектаклям по Булгакову, Стравинскому и Прокофьеву. Так мне случилось попасть на открытие выставки «Пятилетка», посвященной учебным работам выпускников художественного факультета РГИСИ 2018-го года. Руководитель курса Эдуард Кочергин — главный художник Большого Драматического театра. На набережной реки Фонтанки он начал творить еще при жизни Георгия Александровича Товстоногова, их связывает двадцать пять спектаклей в БДТ и за его пределами! В частности, он оформил знаменитую постановку «История лошади», которую, к счастью, можно сегодня увидеть в записи.
Именно о преподавательской системе Эдуарда Кочергина я разговорился с тремя художниками — Марией Павловой, Ольгой Павлович и Ксенией Бодровой.
Artifex: Выставка посвящена вашим эскизам, однако они выполнены как полноценные картины. Так стилизовано специально для посетителей?
М.П. (Мария Павлова): Нет, это наш метод. Мы работаем руками. Многие художники сейчас учатся работать в программах, делать там чертежи. А нас учили именно рисовать вручную. Поэтому просмотр наших работ в институте всегда выглядел как выставка. Ручные живые эскизы, мне кажется, в профессии подкупают гораздо больше. Хотя сейчас в театрах начинают требовать умение работать в программах, мне вот пришлось научиться делать некоторые вещи в Фотошопе, Эдуард Степанович говорил, если мы научимся работать руками, остальному научится будет гораздо проще.
О.П. (Ольга Павлович): Кочергин относился к эскизу, как к законченной художественной работе. Многие из его эскизов находятся в собраниях разных музеев. И ещё одно требование — эскиз должен быть выполнен в масштабе. Наши работы можно замерить линейкой и делать по ним сценографию. Каждая работа создается под какую-то конкретную сцену, ведь ты должен учитывать возможности пространства. Мы делаем планировку, макет, чертежи. Любая учебная работа — это готовый проект сценографии и костюмов.
Artifex: Есть ли еще какая-то характерная особенность вашей мастерской или Вашего мастера, которая выделяет вас среди всех прочих?
О.П. Например, при выборе пьесы Эдуард Степанович просил нас собирать много информационного материала по эпохе, чтобы ты понимал период, его стилистику, эстетику. Для художника собирать материал — значит зарисовывать его и таким образом накапливать.
М.П. Поэтому первые два года не занимались сценографией вообще. Мы работали над ритмом, цветом, светом, плоскими фигурами и только потом выходили в объем.
О.П. Была система строгих заданий. Вот, например, это. У тебя есть только спички, и ты должен скомпоновать их таким образом, чтобы образовывался ритм, появлялось движение или статика, при этом общая картина должна быть ясной для восприятия. В это очень сложно попасть. Комбинаций миллион, но верная только одна.
К.Б. (Ксения Бодрова): Задание полезно не только для сценографов, но и для художников. Оно помогает понять, как математически можно выстроить композицию в листе и на сцене. Актеров нужно расставить так, чтобы композиция не развалились. Сценографу будет проще, если он сначала выстроит её с помощью простых предметов. Потом уже легче выходить на предметы узнаваемые и работать с цветом и ритмом.
Artifex: А что это за линии?
О.П. Это задания на напряжение в кривой. «Волны и Огонь». Эдуарда Степановича интересовала физиологическая насыщенность и энергия их композиции. Чтобы они не были вялые, чтобы они не были вычурные. Чтобы в них была красота, которая есть в природных формах.
Artifex: Как это помогает в работе театрального художника?
О.П. Если они некрасивые, они некрасивые всегда. Если у тебя такая линия будет в сценографии, зритель будет сидеть и два часа смотреть на огромную вялую кривую.
М.П. Это будет мешать восприятию спектакля.
Artifex: Расскажите о следующем шаге.
О.П. Была серия заданий с очень большими ограничениями. Эдуард Степанович говорил: «Ты будешь работать в ограниченное время, в ограниченном формате и пространстве». Мы тренировались на подобных заданиях. Например, нам нужно было скомпоновать пять квадратов. Совсем без цвета или с двумя цветами. Или были задания на лимит цветов можно было использовать три. Мы также рисовали орнаменты в разных направлениях. У каждого орнамента есть свое напряжение в линии. У эпохи Модерна — одно, у Возрождения — другое. И дальше этот орнамент был выполнен в объеме — в коробке сцены, гармонично вписанный в пространство. Еще Эдуард Степанович во время обучения повторял, что планировка всегда должна быть красивой. Если он смотрит на планировку, он может понять — красивый спектакль выйдет или нет. Поэтому дальше мы стали постепенно переходить с плоскости на пространство.
М.П. Например, в цветовых заданиях. Во-первых, мы рисовали это с натуры, это фон. А эту вертушку мы сначала делали в реальности. Задание рассчитано на взаимодействие цветов. Их сочетание.
Artifex: Итак, вы весь первый курс занимались простыми формами…
О.П. Это первые два курса, здесь просто представлены не все задания. У каждого студента было по несколько вариантов каждого, мы долго искали их решения.
М.П. Смысл этих упражнений — усвоить основные рабочие категории, с которыми мы потом будем иметь дело. Линия, ритм, цвет, объем, пространство. На уровне мастерства. Чтобы при работе с ними в профессии мы физически не могли сделать чего-то неправильно.
Artifex: Затем вы перешли к литературе. Были ли определенные смыслы в выборе произведений?
М.П. Первый семестр третьего курса был русский водевиль, потом — Бертольд Брехт, музыкальный театр — Стравинский и Прокофьев, а затем — Булгаков. Насчёт смыслов — это вопрос к Кочергину, иногда он решал, какие авторы будут в следующем семестре в конце предыдущего.
О.П. Движение от семестра к семестру шло по хронологии: сначала ты должен был поработать в стилистике девятнадцатого века, потом шел зарубежный автор двадцатого века, дальше русский автор двадцатого века и музыкальный театр. Это традиционная последовательность для нашего института. В каждой теме каждый мог выбрать себе произведение сам.
Artifex: Благодарю за разговор!
Еще одну участницу выставки Анастасию Котову я попросил более подробно рассказать о предварительной работе с пьесой.
Artifex: С чего начинается разбор произведения?
Важно учитывать ритмы каждого произведения. Нас учили, что есть вертикальная композиция и горизонтальная. Например, Эдуард Степанович считал, что Шекспир находится на горизонтали. А есть тяготение к вертикали. Это что-то готическое, мужское. Брехт полностью существует на вертикали. Так что каждая пьеса диктует какую-то свою подобную эстетику. При разборе «Багрового острова» Булгакова мне хотелось стремиться к вертикали. А после определения ритма мы делали анализ с помощью таблиц: сколько в пьесе персонажей, характеристика каждого. И потом по каждому эпизоду: сколько героев на сцене, где они находятся, как они двигаются, чтобы понимать какая нужна декорация, ведь у нас декорация может трансформироваться. У тех, кто работал с режиссером была еще одна графа — что требуется режиссеру.
Artifex: Какую роль в анализе играет выбор фона для эскиза?
В каждой сцене есть какое-то определенное настроение, образ. Чтобы его выразить, я воплощаю это конкретной гамме. Но прежде, чем прийти к ней, нужно было сделать огромное количество маленьких цветовых форэскизов. Мы приносили Эдуарду Степановичу по двадцать штук. Цвет надо изучать, это целая наука теплохолодностей, где каждый — не случаен и вписан в общую гармоничную композицию. Когда мы уже утверждаем эскиз, замысел переносится на большой формат. Потом он может помочь создать эту атмосферу художнику по свету. Но, само собой, это не всегда возможно в работе. Например, если ты в провинции, вряд ли ты успеешь так красиво всё сделать.
Artifex: Желаю, чтобы времени на такие эскизы хватало всегда. Поздравляю с открытием выставки!
Выставка проходит в творческой мастерской театрального художника Д. Л. Боровского до 11 мая.