«Сны Москвы» – своего рода иммерсивный театр, где главные роли сыграют музейные предметы», — из аннотации к выставке на сайте музея Москвы.

«Я поведу тебя в музей!», ― сказала мне подруга. Не успев и глазом моргнуть, я уже стояла у кассы музея Москвы, а сотрудники объясняли, где и с чего начать осмотр. Взяв путеводитель по выставке «Сны Москвы», мы направились к ней, предвкушая, что же нам расскажет XXI век о снах столицы.

 

 

Это было огромное пространство с множеством экспозиций, где, как и полагается во время сна, был приглушен свет. Из какого-то предмета доносилась музыка, где-то угадывалось движение, а к чему-то привлекал внимание яркий свет. Несмотря на выходной день, очередей у экспонатов замечено не было. Главный вопрос: как увидеть все в том порядке, в котором задумывали авторы? В этом мне помог путеводитель.

Разбираясь с буклетом, я дошла до первой экспозиции, получившей соответствующее название - «О главном/головном». Я увидела большие наушники, которые лежали рядом с кнопкой «включить». Со мной заговорили предметы! Шляпа, качан и полено болтали без умолку. Они находились на подиуме и подсвечивались лампочкой, когда им давали слово. В какой-то момент я стала ощущать себя дирижером, но потом поняла, что я просто зритель среди болтливых актеров. Разговор имел философский характер, каждый по очереди предъявлял что-то лицезревшему их экскурсанту. Не зря этих ребят назвали не только «О главном», но и «О головном». «Если и дальше так же интерактивно, то будет интересно», ― подумала я, и карта-путеводитель повела меня к следующей экспозиции.

Пару снов спустя я оказалась у сновидения с телефонами разных эпох. Это был «Сон влюбленных». Из трубок по очереди доносились мужской и женский голоса, договаривающиеся на работе о встрече «на Патриках», у памятника, в метро.

Экспозиция «Новогодний» навеяла теплые воспоминания о советском детстве, оливье в каждом доме и желании навести порядок, убирая полированную мебель с дороги идущего. Сон представлен в виде спирали, проводящей зрителей по квартирам москвичей во время праздников. Обычную экспозицию из полированной мебели и экранов с ≪новогодними≫ салатами авторам удалось наполнить теплотой, грамотно создав ее описание.

Всего было 13 снов на самые разные темы: влюбленные, детектив, мелодрама, ночь... Со всеми удалось «пообщаться», проникнуть в суть сюжета. А в это время путеводитель объяснял задумку авторов. Мы пели «Спокойной ночи, малыши!» с крокодилом Геной на разных языках, становились частью экспозиции в картине, подслушивали разговор влюбленных, побывали на праздновании Нового года в советское время, тематикой которого становились оливье и трюмо. Выставка была интерактивной и интересной для всех, одним она напоминала о детстве, а другим - о жизни в 90-е.

 

 

Представленные предметы поразили разнообразием: начиная современными телефонами, заканчивая панталонами, которые носили наши бабушки. Над выставкой, помимо кураторов, координаторов и директора, трудились драматурги, дизайнеры, художники. Ее переводили на другие языки. Обращаясь к посетителям, авторы комментируют «Сны Москвы», как желание через представленные обыденные предметы оживить другие состояния и старую Москву.

Эта выставка заставила меня задуматься: а какими музеи будут через лет 30? Какие темы там будут подниматься? Уже сейчас в музеях - детство детей 90-х, и главными материалами являются какие-то советские вещи, которые вызывают теплые воспоминания, если случайно натыкаешься на них на бабушкиных или маминых антресолях. А какая тематика будет важна для подрастающего поколения?

Конечно, чтобы заинтересовать молодых людей, необходимо поднимать актуальные темы. И авторам это удалось. Выставка «Сны Москвы» интересна с разных сторон: здесь можно и отдохнуть, вспоминая детство или молодость людям нулевых, отправить детей к восьмому стенду, который является детским, или задуматься над философскими вопросами, которые задают нам авторы. Все это еще можно успеть, так как выставка продлится до 20 марта!

 


Автор: Юлия Вершинина