Главный вопрос: чем заполнить пустоту? Абстракцией или конкретикой? Формой или материей? Хаосом или космосом? Что есть та точка, которая была первой, и которая, множась и растягиваясь, заполнила собой всё сущее? Ходим по выставке Ильи Киссельмана и разбираемся.

В двух небольших залах по адресу Кременчугская, 22 с 25 января открылась маленькая выставка, которая задаёт большие вопросы. Как и чем можно заполнить некую данную пустоту? Несколько серий работ предоставляют зрителю на выбор разные ответы.

 

 

Первый зал, представляющий серию работ под общим названием «Микрографика», встречает новыми вопросами, не давая на них ответов. Глядя на графичные рисунки чёрной ручкой, демонстрирующие какой-то поток мыслей, мешанину образов невольно думаешь: что это за хаос, как это могло возникнуть, где связь? Лишь небольшое объяснение немного проясняет происходящее. Оно гласит, что работы этой серии создавались художником полубессознательно, когда он, думая о чём-то своём, начинал водить ручкой по бумаге и только потом осмысливал и доводил до понятной формы те образы, которые виделись ему в получившейся мешанине линий и форм.

«Иногда мне кажется, что из трещинки, следов на бумаге, случайных записей и линий я разворачиваю наружу внутреннюю структуру чего-то, что не видно глазом, и оказывается, что тот мир населён довольно весёлой компанией. На листе всплывает одна, две детали, появляется между ними связь, и вот уже всё пространство заполнено ковром из паутины линий и значений», - говорит о «Микрографике» сам художник.

 

 

Второй зал начинает постепенно предлагать пусть и прямо противоположные, но всё же ответы на вопросы, предоставляя зрителю выбор и пространство для полёта мысли. Помня главный вопрос, работы, выполненные как аксонометрические чертежи, предлагают в качестве ответа строгость и упорядоченность, систему, в которой всё чётко, где даны строгие границы, чёрное и белое, будь то геометрическая сложность или минималистическая простота. Выбери космос, форму.

Яркие коллажи призывают к прямо противоположному: не пытайся ничего упорядочить, тебе это неподвластно! Созерцай хаос, ищи в нём закономерности, абстракции, случайности – это интереснее, чем строгость. Откажись от формы, выбери материю.

Художник так же предлагает поразмышлять над тем, из каких структур состоит окружающий мир:

«Каждый из нас создаёт собственные научные концепции о природе окружающей материи. Русский авангард стал таким примером революции в сознании, точкой отсчёта всего современного искусства. «Квадрат Малевича» символизирует новое понимание пространства или возврат к основам, к ПЕРВОЭЛЕМЕНТУ. В современном цифровом мире квадрат можно сравнить с пикселями, из которых строится абсолютно любое изображение на экране»

Поиск первоэлемента, спор о форме и материи в работах Ильи и его КИСЕЛЬСТУДИИ очень интересно коррелирует с идеями древнегреческих философов, в частности, Парменида, Демокрита и некоторых других досократиков, а также Аристотеля. Если вы знакомы хотя бы с основными их идеями, я уверен, вам будет о чём подумать, глядя на необычные картины и инсталляции.

Во втором зале есть небольшое пространство, где расположились иллюстрации художника к философской повести Вольтера «Микромегас», которые дают возможность плавно прейти от концепции выставки к впечатлениям: они довольно противоречивые, несмотря на крайне интересную идею.

Иллюстрации очень необычные, выполнены прекрасно - казалось бы, к чему тут можно придраться? Но, к сожалению, они довольно сильно выбиваются из общей картины, идеи. Можно подумать, что их включили в экспозицию, чтобы она не показалась совсем небольшой.

 

 

Ещё одна деталь, которую я бы поставил под сомнение, - это превращение выставки в коллективную. Дело в том, что произведений самого Ильи в экспозиции не так уж много. Зато представлено множество работ, выполненных учениками его студии, детьми. Это, безусловно, не отменяет их качества, но вполне может поставить под вопрос осмысленность предложенных ответов на поставленные вопросы. Согласитесь, едва ли десятилетний ребёнок, рисуя, чертя или делая коллаж, задумывается о формах и материях, о пустоте и первоэлементах. У этой точки зрения есть и обратная сторона: если мастер подтолкнёт фантазию ребёнка в нужную сторону, тот будет как бы «осмысливать, не осмысливая», преобразовывать в образы лишь подсознательные впечатления. В этом тоже есть свой смысл. Нужно лишь выбрать, что вам ближе.

Во всём же остальном выставка производит самое приятное впечатление. Она не шокирует, не бросает кирпичи в лицо зрителю, но мягко направляет его к размышлениям о сути вещей. Работы серии «Микрографика» можно очень долго рассматривать и толковать с точки зрения психоанализа. Абстрактные коллажи могут захватить вас своим хаосом, в котором просматриваются отдельные образы. Архитектурные инсталляции и графика притягивают взгляд своими безупречными линиями. Да и сама атмосфера выставочного пространства уютна и располагает к себе как нельзя лучше.

На этом заканчиваю свой рассказ. «Геометрию пустоты» считаю обязательной к посещению, как в целях рефлексии, так и для знакомства с творчеством Ильи Киссельмана и его студии.