В его арсенале – лезвие, засвеченная фотобумага и много хорошей музыки. Грузинский художник Мартин Ашхатоев работает в технике графитаж. Мы пообщались с автором необычных картин и узнали, что скрыто за чернотой засвеченной фотобумаги, как работать с бумагой, не прощающей ошибок, и есть ли еще художники, творящие в этом стиле.

 

 

Artifex: Если я не ошибаюсь, техника, с помощью которой вы создаете работы, называется графитаж. Расскажите о ней подробнее.

Есть техника граттаж – царапание острым предметом по бумаге, залитой тушью, а мою технику можно называть графитаж. Я дал ей название после первой выставки. Техника заключается в том, что я срезаю слои специально обработанной засвеченной фотобумаги и, доходя до нужного цвета, создаю картины.

Artifex: Мартин Гургенович, как вы пришли к этой технике?

Не имея художественного образования, внезапно начал рисовать в возрасте 20-ти лет в 1985 году. Свойства засвеченной фотобумаги случайно обнаружил в этом же году. Однажды летом я сидел во дворе и рассматривал фотографии, снятые вместе с друзьями. Пара из них были наполовину засвеченные. Внезапно пошел небольшой дождик, и капли упали на разложенные фотки. Протирая их рукой, я случайно провел ногтем по засвеченному мокрому участку бумаги, и появился очень приятный цвет. Это меня заинтересовало. После я начал изучать свойства такой бумаги, используя разные способы рисования на ней, пока не дошел до бритвы. Труд был долгий и нервный. В течении многих лет это занятие было моим хобби, на успехи я не обращал внимания. Но после первой выставки в 2015 году все пошло по-другому. Сейчас это мой жизненный путь.

 

 

Artifex: Где вы находите засвеченную фотобумагу?

Ее мне приносит друг от знакомого фотографа, который засвечивает и своим способом обрабатывает фотобумагу.

Artifex: Вы писали, что фотобумага не прощает ошибок. Как часто приходится создавать работы заново, и бывает ли такое?

Бумага, действительно, не прощает ошибок, но если в пейзажных работах их можно исправить, то в остальных – нет. За долгие годы я привык сосредотачиваться под музыку и в одиночестве, в большинстве своем все получается. Однако иногда приходиться со злостью рвать бумагу и начинать все заново. Особенно обидно, когда это происходит в самом конце работы.

Artifex: Вы планируете сюжет своих работ или это происходит в процессе?

Сюжет новой работы чаще всего в голову приходит ночью, пока засыпаю и вспоминаю все прекрасное, что было в моей жизни. Иногда сама бумага подсказывает, что можно добавить.

 

 

Artifex: Сколько времени уходит на одну картину? Над какой из них вы работали дольше всего?

На этот вопрос трудновато ответить. Все зависит от формата и сложности работы. Могу сказать приблизительно. На маленькие форматы 9х13 или 15х10 уходит при полной нагрузке- а это 10-12 часов - два-три дня. На более сложные - больше. Над большими картинами от 25х38 до 30х60 (максимальные размеры, пригодные для работы) работаю недели две минимум. А вообще точно сказать невозможно, все зависит от настроения. Из всех картин дольше всего работал над «Дорогой в монастырь» (29х40) и «Рыбами» (30х45).

Artifex: Как выглядит ваше рабочее место?

Мое рабочее место – это небольшой специальный столик, лампа, бритва и музыка, которая мне очень помогает.

Artifex: Как вы добиваетесь необходимого цвета на черной фотобумаге?

Сначала изучаю бумагу, каждая со своими нюансами и по-разному обработана. Затем подбираю, какая подходит для задуманной картины.

Artifex: Как вы придумываете названия картинам? Быстро ли это происходит?

Названия картинам придумываю почти моментально.

Artifex: На ваших пейзажах изображена Грузия?

Мне часто задают вопрос, почему в моих работах так мало пейзажей Грузии. Дело в том, что многие стараются изобразить свой родной край, а я рисую то, что требует душа, хочу жить с картиной и внутри нее. Но у меня есть желание как-нибудь создать серию картин, посвященных Грузии. Сейчас у меня всего две такие картины - «Прекрасная Грузия» и «Мы и горы».

 

Artifex: Часть картин посвящена зимней тематике. Зима - ваше любое время года?

Для меня все времена года хороши. К сожалению, у нас сейчас значительно изменился климат, и за последние годы зимы почти не было. Люблю, когда на дворе холод, а я сам нахожусь в тепле в прекрасной обстановке. Вот и тянет меня к этой теме, особенно в зимний период. По настроению сам себе создаю обстановку зимы.

Artifex: В ваших картинах несколько раз встречается образ волка. Что он символизирует в вашем творчестве?

Волк - мое любимое животное, особенно после прочитанной в детстве повести «Белый клык». Плюс ко всему обожаю собак, чьими предками являются волки.

 

 

Artifex: Что вас вдохновляет?

Всё! От плохого до хорошего, от прекрасного до ужасного - все стараюсь по мере возможности передать.

Artifex: Каждая работа - это целая история событий, произошедших в жизни ее автора. Расскажите об одной картине и связанной с ней истории.

Затрону самую больную для меня тему! Расскажу о создании картины «Конец сказки - памяти Бачи Китиашвили группа «Бермуха». Бачи Китиашвили – легенда грузинского рока, пионер рок-музыки в СССР, прекрасный гитарист. Со школьной скамьи бегал на его концерты. Он сделал очень много для развития рока в Грузии, его знали и уважали за пределами республики. В последние годы я очень подружился с ним и решил сделать презент в виде картины «Легенда Бачи Китиашвили, группа Бермуха». После того как работа была закончена, я получил весточку, что музыкант неизлечимо болен. Решил бросить все дела и написал вторую картину - «Конец сказки - памяти Бачи Китиашвили группа «Бермуха», как надежду на излечение. Но я не успел. За день до моего прихода музыкант скончался. А картины так и остались у меня. После смерти ему не уделили должного внимания, как это часто бывает с людьми, заслуживающими похвалы.

 

Artifex: Какие картины у вас приобрели галереи, и какой из них вы больше всего гордитесь?

Галерея в Лос-Анджелесе (1992): «Джунгли», «Одинокое дерево»; Марсель (2000): «Скалярий», «Леопард», «Волна Кемптен»; Германия (2016): «Иоанн Креститель» - вольная копия с картины Иванова «Явление Христа народу», «Тихая ночь» - вольная копия Фреда Свона, «Продавщица цветов», «Маленькая гавань»; Пафос, Кипр (2017): «Лицо», «Натурщицы», «Холодная», «Рыбы», «Дорога в монастырь», «Натюрморт». Горжусь всеми!

 

 

Artifex: Интересуетесь ли вы работами своих коллег, работающими в таком же стиле?

Я знаю всего одного художника, работающего в похожем стиле. Это Денис Сухоносов, мы познакомились через социальные сети. Больше ни на одном сайте не встречал подобных картин. У Дениса отличные работы, и я с большим удовольствием их рассматриваю. Но у нас большая разница в стиле, а также у меня идет специальная обработка бумаги, которой больше ни у кого нет.

Artifex: Работа художника – это творчество или ремесло?

На мой взгляд, и то, и другое. Иногда люди, создавая свою работу, занимаясь ремеслом, не до конца представляют ее духовную ценность. А иногда - наоборот. Созданное творение неожиданно приобретает финансовую сторону, покупается и продается.