Запускаем серию интервью с начинающими художниками, которым нужна информационная поддержка. Если кризис в индустрии, значит что-то новое прорастёт! При глобальном кризисе, таком, какой принесла нам пандемия, арт-индустрия схлопывается одной из первых, но всегда даёт новые побеги. Искусство – это символический объект, «телескоп», направленный в будущее, характеризующий нашу цивилизацию. Мы решили ПОДДЕРЖИВАТЬ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ, потому что понимаем, как сложно бывает интегрироваться в профессиональное сообщество. Мария Максимова поговорила с нашим первым героем, питерским художником, Русланом Мухаметзяновым.

Меня зовут Руслан. Мне 26 лет. Творческий псевдоним “markapodmarkoi”. Родился в городе Казань. Примерно четыре года назад переехал в Питер заниматься творчеством.

 

 

Artifex: Расскажи о своём образовании.

В 2015 году закончил Казанский Федеральный Университет по специальности гостиничное дело. Диплом до сих пор не получил. На момент вручения уехал в Крым тусоваться. Считаю, что надобности в нем нет. Университет дал мне способности в общении с людьми и хорошую работу в европейской компании. Если говорить о творческом образовании, то его нет. Всему учился сам, смотрел ролики на YouTube по дизайну, читал книги.

Artifex: Какое первое воспоминание в жизни связано у тебя с искусством?

Когда мне было примерно 5-6 лет (может раньше), мы жили в своём доме в Казани. Тогда у моей семьи в доме располагалась небольшая коллекция репродукций картин – в основном это были работы Леонардо да Винчи. Тогда мне казалось, что это были подлинники, и как сейчас помню: я пытался продать одну из них. Это была репродукция «Мадонны Литты».

 

 

Artifex: Помнишь свою первую осознанную работу?

Осознанно начал рисовать уже в университете. Вместо записи конспектов на лекциях рисовал на парах, наверное, в это время и появились первые осознанные работы. Одна из работ «Времена года», нарисованная на листе А4, лежит у меня дома.

Artifex: Когда ты решил, что будешь художником?

Такой цели никогда не ставил перед собой, пока учился в университете. Это идея пришла уже перед переездом в Питер, году так в 2015.

Artifex: Расскажешь подробно про свои работы?

Мой стиль работ менялся вместе со мной. Начинал с бессознательного рисования. Когда использовал только линер и белый лист. Рука сама вела линию – я не задумывался о сюжете. Сейчас понял, что это была самая чистая форма рисования, не загруженная уже придуманными формами. Со временем перешёл в стиль дудл – мелкие детали, много персонажей. Тогда мне нравилось обычным линером или маркером заполнять пространство белого листа или другие поверхности. В работах преобладал чёрный контур на белом фоне.

 

 

Сейчас рисую абстракции, обыгрываю формы при помощи линий и цвета. Начал играть с цветами, перешёл к ярким краскам и их оттенкам: желтый, красный, синий, зелёный. Думаю, что в нашей стране не хватает ярких красок, все такое блеклое, пастельное. Глаз даже не дергается.

Не так давно пришёл к рисованию марок. В последний мой день рождения, летом, мы рисовали с моим другом Виталиком (Демос) на заброшке. Такой своеобразный ритуал на день рождения: выйти попшикать баллоном на стенке (смеется). И тогда он мне задал вопрос: «А почему ты не рисуешь марки?» WTF!!! Меня как будто осенило!

 

 

Сейчас обыгрываю свой никнейм и собираю коллекцию марок с моими рисунками, получается, что я своеобразный филателист. Недавно узнал, что существует даже определенное направление в искусстве «артимарка». Оно часто пользуется популярностью у художников «мейл-арта».

Artifex: Про технику?

В своих работах использую разные техники исполнения. Если это бумага, то в ход идут линеры, акриловые маркеры и уголь, на холстах в основном рисую акрилом, аэрозольными баллонами или акриловыми маркерами. В последнее время начал использовать холсты на толстом подрамнике. Это помогает добиться определенного объёма работ.

 

 

Artifex: Как ты видишь своё дальнейшее развитие в профессии?

Определенно быть лучшим! (улыбается) Проводить больше персональных выставок (такой опыт уже есть: в конце 2019 года провёл выставку в Казани под названием Your stamp - my stamp в пространстве «Штаб»), участвовать в уличных фестивалях.

Мне хочется воплощать свои идеи не только на холстах, но и играть с определенными объектами, создавать инсталляции, которые пока живут в моей голове и на бумаге. Ещё думаю переехать в другую страну на постоянку. В России хорошо, но у нас народ не готов к творчеству, не готов его покупать, люди думают, как им заплатить за кредит или что они будут есть вечером. Такой тип людей в последний момент подумает приобрести картину у меня или у любого другого художника.

 

 

Artifex: Что тебе не хватает?

Если подумать, то больше всего не хватает финансов. Есть еще нехватка образования именно в творческом направлении. Хотелось бы поработать с действительно хорошими галереями, с профессиональными кураторами. В голове есть много проектов, которые требуют определенного пространства. Некоторые из моих задумок очень тяжело воплотить на данном этапе из-за нехватки финансов или наставника, который сможет помочь с выставкой. Со временем все придёт, нужно не лениться.

Artifex: Сейчас мы все оказались в необычной общемировой ситуации. Что думаешь об этом ты?

Это возможность для людей посидеть дома, немного подумать о будущем, а ещё лучше в этой ситуации суметь самореализоваться в четырёх стенах. Важно не потратить это время на просмотр сериалов и ожидание чуда. Думаю, как только пандемия закончится, придёт более тяжелое время для нас в экономическом смысле, умрут старые устои, профессии, которые в данный период времени стали неактуальны. Зачем людям сидеть в офисе, если они могут делать то же самое дома? Как мне кажется, до 30 года случится большая вспышка фриланса. В принципе, мир уже идёт к этому.