Графика – один из первых видов изобразительного искусства. В рисунках на скалах, а позднее на стенах и бумаге, человек отражал свое видение мира. Разнообразие графических работ от века к веку росло, художники становились искусней. Разве можно теперь кого-то удивить рисунком, исполненным с помощью угля? Оказалось – можно.

Работы Хизер Хансен (Heather Hansen), художницы из Нового Орлеана, совмещают в себе лучшие черты графики и перфоманса. Древесный уголь, который она зажимает в руках, фиксирует на бумажной поверхности каждое движение её тела, создавая неповторимое произведение искусства.

 

Как рассказывает сама Хизер, на создание таких работ ее вдохновили следы, остававшиеся на песчаном пляже:

«После этого я поняла, что могу сделать большее, используя все мое тело»

Подобный рисунок является кинетическим, то есть переводит в другую плоскость динамику движения человеческого тела. Хизер Хансен выделяется среди других художников этой области благодаря авторскому почерку: ее работы всегда отмечены особой целостностью и гармоничностью. Рассматривая большие монохромные полотна, невольно представляешь, как появлялись эти линии.

Художница серьезно относится как к выбору материалов, так и к самому процессу создания. Хотя Хизер в основном работает с черным углем, иногда она также использует пастель. Такой выбор связан с ее личными предпочтениями: художница лучше «чувствует» уголь, и, по ее словам, ни один другой материал не дает такой широкой тоновой палитры. Это важно, поскольку Хизер не только рисует линии, но и растирает их: это позволяет создавать утонченную гамму полутонов, которые подчеркивают изящество произведения. Готовясь к перфомансу, она продумывает основную идею, но сам процесс создания работы – импровизация.




Крупные рисунки в человеческий рост могут напоминать нежные бутоны, готовые распуститься, или бабочек, распахнувших свои крылья первому ветру, а также лаконичный орнамент. Все эти женственные и грациозные формы являются, по мнению Хизер, не просто экспрессивным отражением жестов, а воплощением на бумаге эмоционального и духовного состояния.

Именно важность эмоций и дала название циклу перфомансов «Опустошенные жесты» (Emptied Gestures).

«Это эксперимент с кинетической живописью. В этой серии я ищу способы отобразить мои движения на бумаге, я переношу жесты из одной формы в другую и создаю в процессе что-то новое», — поделилась Хизер.

Действо перфоманса происходит под музыкальное сопровождение, и постепенно перед зрителями расцветают огромные диковинные цветы. Все работы Хизер симметричны: движения дублируют друг друга.

Увлеченная актом творения, она, кажется, уже не замечает, что ее руки, лицо, стопы и волосы испачканы. Темная, не сковывающая движения одежда – это единственное, на чем не видно угля.

 
Художник Хизер Хансен (Heather Hansen)

«Это очень похоже на медитацию. Мысли приходят и уходят, всплывают воспоминания, впечатления, но я стараюсь сосредотачиваться на дыхании…» — рассказывает она.

Художница почти не взаимодействует с публикой, концентрируясь на листе бумаги и своих ощущениях. Присутствующим остается лишь наблюдать, проникаясь процессом.

Настоящее искусство всегда оставляет след. В таком случае творения Хизер Хансен являются наглядным тому подтверждением, запечатлеваясь не только на бумаге, но и в памяти зрителей.