Взгляните на картины Тома Френча (Tom French). Что вы видите? Двух беззаботно смеющихся девушек или пару влюблённых, нежно смотрящих друг другу в глаза? Но попробуйте отвести взгляд немного в сторону от героев — и нежные образы складываются в мрачную черно-белую картину человеческого черепа.

«Я всегда любил смотреть на реакцию людей, которые видят картину впервые», — говорит Том Френч.

Это не удивительно, ведь манера создания картин у британского художника весьма своеобразна.

 

Том Френч окончил институт дизайна и искусства в своём родном городе Ньюкасл, а затем изучал живопись в Шеффилде. Его стиль совершенно уникален. Работы Тома Френча — это двусмысленные картины, балансирующие на грани между ужасающим и прекрасным. Создание иллюзии и обмана зрения — основной приём современного английского художника. Это симбиоз гиперреализма и абстракционизма, где классический рисунок смешан с «неряшливой» техникой стрит-арта.

Центральным объектом серии его картин, как можно заметить, является череп. Творчество Френча можно отнести к особому жанру ванитас, известному ещё с эпохи барокко. В нем изображение черепа является символом бренности человеческой жизни, её быстротечности и неизбежности смерти. И работы художника прекрасно раскрывают идею неразлучности жизни и смерти. Тому Френчу удаётся удерживать баланс между прекрасным и чудовищным. Он искусно объединяет в одно целое радость жизни и неумолимую мрачность смерти.

Том Френч намеренно оставляет свои картины визуально незавершёнными. Этот приём позволяет зрителю обратиться к своей фантазии и как бы додумать незаконченное, пуститься в рассуждения и самому дополнить картины-иллюзии.

В одном из интервью Том сказал, что для него важно, чтобы каждый, кто увидел его работы на выставке, ушёл оттуда со своим собственным образом, состоящего из увиденное на картинах и собственного видения. Художник всегда надеется, что между его работами и зрителями установится связь на глубоко личном уровне. В своём блоге Том писал о большом количестве входящих сообщений, в которых люди просят разрешения использовать его изображения для татуировок. В ответ художник лишь просит очень тщательно отнестись к поиску тату-мастера и даёт своё «добро».

В арсенале Тома Френча есть и другие сюжеты — уличные танцоры, ковбои, портреты девушек. И хотя здесь череп не является центром композиции, использование чёрных и серых оттенков остаётся неизменным. Эти работы захватывают не меньше, они кажутся живыми и движущимися, благодаря эффекту незавершенности в сочетании с современным городским реализмом. Кажется, что ещё чуть-чуть — и танцор покинет холст, сойдёт с картины и продолжит движения прямо перед вами.

 

Творчество художника пользуется большой популярностью у поклонников современного изобразительного искусства в Англии. Он регулярно выставляет свои работы на выставках Lawrence Alkin Gallery и участвует в ярмарке Moniker art fair. Одной из последних серий работ Тома была посвящена отдельная выставка под названием Transcend. Она проходила в апреле 2016 года.

Художник сказал, что в процессе создания этих картин он вновь использовал иллюзии и двусмысленные изображения, но добавил ещё и идею взаимосвязи между сознательным и бессознательным. Объекты, изображенные на картине, представляют собой сознательных персонажей, поглощённых своими действиями. А фигура, в которой находятся герои — это уже подсознание, скрытое от человеческого взора. Все вместе складывается в одну большую картину.

Том Френч продолжает оттачивать своё мастерство, он воплощает новые идеи и старается преподнести их так, чтобы каждый увидел в его работах что-то своё и заглянул глубже в своё подсознание.