Под словом «пионер» мы обычно подразумеваем послушных девчонок и мальчишек в красных галстучках, кричащих про «будь готов – всегда готов». Но сегодня речь идёт о пионере граффити. Он носит черные футболки, кожаные куртки, крутые часы. А ещё он разрисовывает стены. Да-да, пионеры тоже бывают классными и продвинутыми. Ярким подтверждением этой гипотезы является уличный художник Эрик Хейз (Eric Haze).

В 1961 году в Нью-Йорке появился на свет мальчишка, который чуть ли ни с пеленок начал испытывать интерес не к погремушкам, а к баллончикам с краской. Увлечение граффити пришло к нему в достаточно раннем возрасте и уже в 80-е Эрик стал рисовать под псевдонимом SE3.

 

«Это было не только мое граффити-имя, это был мой личный символ, основанный на симметрии: Е и 3 отражали друг друга, а S сочетала в себе отражение обоих знаков»

Но вскоре символичный псевдоним стал проще: Хейз (Haze). Просто Хейз. Когда парню исполнилось 13 лет, его впервые арестовали за граффити. Но с тех пор в руки полиции Эрик не попадал ни разу.

Как вспоминает художник, в конце 1979 года произошёл перелом в восприятии обычными людьми граффити. Именно в тот год в рождественской статье нью-йоркского еженедельника The Village Voice появилась статья об уличных райтерах, среди которых красовалось уже громкое имя Хейза.

В те годы Эрик был водителем такси и рисовал на поездах в составе команды RTW, а затем вошёл в Soul Artists, членом которой был и Футура (Futura). Они пытались проложить граффити-райтерам путь в галереи. Уже тогда Хейза выделял особый стиль, который станет узнаваемым знаком на логотипах, одежде и обуви. Самого же художника можно увидеть в документальном фильме «Войны стилей», а его работы посмотреть в книге «Искусство подземки».

«Когда в 1979 −1981 годах мы задумались о дальнейшей карьере, первым и единственным вариантом было изобразительное искусство и мир галерей. В 19 лет я обнаружил себя на первой странице The Village Voice. Тогда же принял участие в выставке в галерее P.S.1. После нескольких лет такой работы я решил, что граффический дизайн намного лучше отвечает моим способностям и взглядам, особенно учитывая мою страсть к буквам и написанию слов», − так вспоминает Эрик Хейз то «шальное» время.

В 1986 году американец открыл дизайн-студию. Именно он стал «Кириллом и Мефодием» графического языка хип-хоп культуры.

Путешествие из NY в LA художник осуществил в 1990 году, а через пару-тройку лет создал компанию Hyperformance inc., которая считается «большой мамочкой» современной уличной одежды.

Но творческий кризис порой не щадит даже самые светлые головы. С конца 90-х Эрик не брал в руки краски. К художественной жизни Хейза воскресила групповая выставка Neograffiti, после которой он вернулся в Нью-Йорк и с новой силой принялся за искусство.

«Возвращение к рисованию на улице укрепило во мне нечто основополагающее: когда ты просто пишешь свое имя на стене ради удовольствия и адреналина»

 


Дедушка граффити Эрик Хейз. Часть 2