Вечером 3 июля в новом арт-пространстве Всероссийского музея декоративного искусства «Центр моды и дизайна» состоялось открытие выставки с необычным названием «η Россия». Корреспондент Artifex Вероника Киргетова посетила мероприятие и узнала, чем живет современный российский дизайн.

Небольшая выставка расположилась в одном из залов музея. Ее относительно скромные размеры легко объяснить: в основу положена экспозиция, созданная КПД, Клубом промышленных дизайнеров. Именно оттуда логотип и перекочевал в название выставки, которая впервые была показана на международной профессиональной выставке Salone del Mobile в Милане весной 2018 года. Получив высокую оценку международной прессы, участники представили свои работы на Венецианском фестивале дизайна DESIGN.VE в июне, а теперь до 11 октября у московских зрителей также появилась возможность ознакомиться с уже международным проектом.

 

Куратор Клуба промышленных дизайнеров Татьяна Веревкина отмечает:

«Проект призван показать мировой публике, что в России есть и развивается производство серийной дизайнерской мебели и предметов для интерьера, что это готовый к экспорту продукт, имеющий тираж, сформированную цену и выступающий под общим позиционированием»

Если вспомнить историю дизайна в России, то можно отметить следующую тенденцию: за прошедшее десятилетие отечественный промышленный дизайн сделал шаг от концептуальных разработок и штучных образцов к малотиражному производству. А сегодня он стоит у истоков формирования собственной индустрии, в которой автор глубоко погружен не только в проектирование предмета, но и во все процессы производства и маркетинга, зачастую сочетая роли дизайнера, производителя и продавца.

Но хватит предпосылок, вернемся к выставке. Среди работ, представленных в Москве, — предметы из дерева, металла, текстиля, которые подчеркивают локальную специфику российского дизайна. Они демонстрируют, что наши авторы способны создавать качественный и технологичный серийный продукт, готовый для экспорта.

Но как подчеркнуть национальные особенности продукции и отойти при этом от использования растиражированных китчевых образов России – матрешек, медведей и других элементов «экспортных» народных промыслов? Было решено принять в качестве ключевого образа проекта Неваляшку, которая, по словам участников, «символизирует несгибаемую волю российских дизайнеров-энтузиастов, развивающих эту отрасль в нашей стране».

На выставке представлены произведения 28 российских брендов: ARCHPOLE, ART_ALIBI, DECOCORE, DEVI, Dubidub, EDWORKS, Эмиль Галеев, Garage Factory, ХВОЯ, iM, Little Street,M, INDUSTRIAL DESIGN, MAYNA, MONTLY, MY BOTANICA, «Новый Cтиль», OMNIA, PLY, Qummi, Shishki, SILA MAZHOROV, Team 40, The LoftLab, TK, WORKSTUDIO, TOMOV WORKSHOP, WATCH&SEE, WOODLED, YO. Среди экспонатов – стул «Малевич» из дерева (Moonk), торшер Arma из металла и бетона (Garage Factory), журнальный стол Blue Brass из латуни и смолы (Sila Mazhorov). И, конечно, ключевой арт-объект выставки – деревянная Неваляшка высотой в человеческий рост.

Расскажу подробнее о нескольких экспонатах, которые привлекли мое внимание.

DEVI. Бренд предметов интерьера, основная концепция декора которых заключается в запечатлении энергии электричества на дереве. Взаимодействие электрического напряжения и волокон древесины оставляет неповторимый рельефный узор.

PLY. Студия, которая производит современную мебель в минималистичном стиле для людей, ценящих дизайн. Она легко вписывается в интерьер благодаря большому количеству вариантов отделки и размерному ряду.

WATCH&SEE. Цели лаборатории - раскрыть принцип живого и внести эти черты в предметы ежедневного обихода. Одна из задач: предложить глазу в ежедневном непривычное зрелище, познакомить с новым и таким образом пробудить у потребителя гибкость мышления.

Garage Factory. Студия специализируется на создании уникальных бетонных светильников, предметов интерьера и аксессуаров. Основной принцип мастерской – это производство предметов, которые сочетают в себе функционал и натуральную эстетику используемых материалов. #ДаЭтоБетон.

WOODLED. Бренд проектирования и производства освещения в скандинавском и лофт стилях. Светильники WOODLED – симбиоз природности и индустриальных деталей.

OMNIA. Следуя принципу эргономичности, лаборатория-мастерская создает предметы, максимально удобные для использования. Их главной отличительной чертой является оригинальный дизайн, не оставляющий равнодушными людей с творческим началом, сохранивших в себе частичку ребенка, умеющих фантазировать и мечтать, эмоциональных и жизнерадостных.

Площадка для проведения выставки в Москве была выбрана очень удачно. Новое концептуальное пространство музея направлено на изучение и популяризацию русского стиля: от истоков в народной культуре до современных трендов. Основатели рассчитывают, что пространство станет центром притяжения как молодых дизайнеров, так и крупнейших экспертов в этой области. Выставка «η Россия» является частью долгосрочной программы Центра моды и дизайна, направленной на развитие и продвижение отечественной дизайнерской школы.