Шоумен, дизайнер, игрок, философ, провокатор, «проектировщик года» – всё это про Филиппа Старка (Philippe Starck, 1949). От зубных щёток и бутылок для минеральной воды до жилых квартир, от олимпийских факелов до легендарных соковыжималок и телефона-крючка – для этого человека не существует рамок и определенных ниш. Ко всему он подходит с иронией, креативом и неординарной душой. Да-да, именно с душой.

 

Филипп Старк видит в людях не потребителей, а личностей. Интересен случай, когда Старк пришел в компанию THOMSON в качестве художественного директора. Он запретил на совещаниях произносить термин «потребитель» и попросил заменить его на «моя дочь», «моя жена» и так далее. Сотрудникам стало гораздо сложнее «обезличиваться» по отношению к клиентам, вещи стали делаться как-будто для членов семьи. Такая простая, но такая необычная идея, правда?

Кстати, «поп-икона дизайна», как часто называют Старка, весьма скромен в повседневной жизни. Его имидж – дело рук пиарщиков. Сам же Филипп живёт довольно изолированно от мира (на собственном острове) с женой и друзьями, целиком посвящая себя любимой работе. В доме культового дизайнера нет электричества и газа.

 

 

Филипп Старк считает, что искусство и дизайн – вещи принципиально разные. Искусство может существовать ради искусства, но дизайн должен быть функциональным. Впрочем, его знаменитая футуристическая соковыжималка стального цвета Juicy Salif (1990) на самом деле не совсем удобна, хоть и функциональна. Люди ценят ее как раз таки за экстравагантный и минималистичный внешний вид. Старк часто шутит, что его «поделки» - это не дизайн чистой воды, а фрейдизм.

«Я потратил целую жизнь на то, чтобы лишить дизайн элитарности. (…) Мне совершенно нет дела до прикладного значения дизайна. Меня волнует только то, без чего я действительно не могу обойтись. Мне нравятся вещи, сделанные с умом, а это большая редкость»

Кроме ума Филиппу нравится «оголённая красота». Помните, как говорил художник в фильме «9 рота»? «Красота – это когда нет ничего лишнего». Именно поэтому шедевры Старка минималистичны и крайне лаконичны. А ещё его работы не только выпускают сериями, но и выставляют в музеях. Например, в Музее декоративного искусства в Париже и в Музее дизайна в Лондоне.

 

 

Примером красоты и простоты в одном флаконе может служить проект ламп и светильников chapeau, выполненных в виде шляп, небрежно брошенных на штатив. А почему бы и нет? Гениально и чертовски стильно. В качестве абажуров можно использовать любые головные уборы, подставка позволяет. Так что если вам негде хранить шляпы, смело приобретайте несколько светильников - и вы убьете сразу двух зайцев: получите и освещение, и подставку для шляпы.

 

 

Продолжая «осветительный» монолог, стоит упомянуть о еще одном проекте Старка – Gun. Там вместо традиционной скучной ручки лампа оснащена декоративным ружьём золотого или серебряного цвета. Плафон минималистичный и матовый. Очень стильно и брутально будет смотреться такой аксессуар в любом современном доме.

Ну и, конечно, гвоздь программы – стулья от Филиппа Старка! Те самые супермодные стулья, о которых давно уже говорит весь мир. Они у дизайнера есть на любой вкус. Masters Chair со странной переплетенной спинкой, которые были созданы путем соединения трех разных проектов. Liquid wood из порошка дерева, волокна и воска. Эти стулья необычны тем, что дерево в них похоже на расплавленный пластик. Broom Chair – ничего особенного, на первый взгляд, но высоко экологичный проект, оцененный всей планетой. Lou Reed – странная спинка и странная форма в целом с каркасом из стекловолокна, стул, созданный для отеля. Коллекция Aunts and Uncles с белыми или прозрачными стульями, софой, столом и консолью. Просто, минималистично, необычно.

 

Интересно, что в эпоху, когда все дизайнеры дружно кинулись к природным материалам, Старк восхищается пластиком. Для него он – символ современности и ультраудобный материал в одном флаконе. А ещё он доступен для большинства людей. А доступность изделий для Филиппа крайне важна, ведь всю свою сознательную жизнь он боролся за свержение элитарного дизайна.

Юмор делает дизайн человечным, считает Филипп Старк. Поэтому он шутит с предметами, играет в них, вкладывает львиную долю юмора в каждый свой проект. Человек, умеющий смеяться и не боящийся показаться смешным, выглядит в глазах окружающих привлекательно. К таким людям тянутся, ими восхищаются, их делают иконами. Секрет успеха Филиппа Старка не так уж и сложен: юмор, талант и бесконечная работа над собой.