«Искусство — это сложно, это не развлечение», — такими словами заключил однажды интервью для The Guardian великий художник нашего времени Ансельм Кифер (Anselm Kiefer).

Экзистенциальные вопросы и неоэкспрессионизм красной линией проходят через творчество одного из главных немецких живописцев послевоенного европейского искусства. Не только художественными работами известен этот талантливый человек, но также скульптурами и инсталляциями. Необычный и довольно сложный, он получил всеобщее признание и стал в 1990 году лауреатом премии Вольфа. Его творческий путь был тесно связан с такими знаменитыми фигурами в мире искусства, как Йозеф Бойс и Георг Базелиц — первый был его учителем, а творчеством второго он искренне восхищался.

 

Ансельм родился 8 марта 1945 года в городе Донауэшинген, в Германии. Детство мальчика пришлось на послевоенный период, что сказалось на картинах будущего художника. Отец его был учителем живописи, и это настраивало сына на творчество с малых лет. После окончания школы юноша поступил в Университет Фрайбурга, где занимался изучением романских языков и законодательства. Но после трех семестров он начал посещать художественные академии Фрайбурга, Карлсруэ и Дюссельдорфа, чтобы брать там уроки живописи.

В 1969 году Ансельм получил диплом о высшем художественном образовании. С 1971 по 1991 годы он жил в городе Хорнбах, где создал студию в здании бывшего кирпичного завода. Именно там увидели свет все картины «немецкого периода», которые отличались антифашистской направленностью.

В конце 60-х — начале 70-х годов Ансельм создал серию фотографий, снятых в различных странах мира: Франции, Италии, Швейцарии. На них он в военной форме застыл в нацистском приветствии. Так художник призывал своих сограждан-немцев помнить и признавать потери Второй мировой войны. Намного позже некоторые из этих снимков Ансельм воссоздал на холсте. После этого цикла фотографий под общим названием «Оккупация» к автору пришла широкая известность.

 

Главными темами творчества Ансельма с тех лет и до сегодняшнего дня является ужасное прошлое, которое разрушающе влияет на настоящее, и жестокая борьба с немецкой историографией. Его работы до сих пор вызывает полемику между ценителями искусства благодаря теме холокоста.

По образованию Ансельм Кифер - филолог, поэтому книга занимает важное место в его знаменитых инсталляциях. Самая известная из них — «Перепись населения». Она весит 32 тонны и представляет собой тяжёлые свинцовые фолианты. Эта библиотека из свинца являет собой утверждение материальной вещественности книги.

 

 

В раннем творчестве Ансельм использовал стекло, дерево, солому, части растений и другие материалы, которые делали его произведения более хрупкими и давали зрителю практически тактильно ощутить картины. В тот же период он стал делать на них различные надписи, которые являлись неотъемлемой частью общей эстетики. Эта особенность прочно вошла в арсенал художественных приёмов автора.

В 70-х — 80-х годах в произведениях Ансельма начали появляться персонажи из немецкой мифологии и образы из древней истории. Большинство из них взяты из цикла опер Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Более 30-ти картин художника названы в честь произведений этого композитора.

В 1980-м году Ансельм Кифер и Георг Базелиц представили Германию на Венецианской биеннале.
Вторая половина 80-х годов стала для Кифера временем для дальнейшего переосмысления истории Германии тех лет в связи с происходящими событиями. Также автор вернулся к написанию антифашистских работ.

 

 

Одним из произведений того периода стала картина «Густое облако» (1985). Эта работа выделяется своим депрессивным посылом. Кусок свинца с ржавчиной – вот что больше всего напоминает густое серое облако, которое нависло над таким же безжизненным серым миром. Так автор выразил протест против базирования тактических ракет НАТО на немецкой земле.

Этот период также породил новую тему для работ Ансельма — анализ роли Германии как цивилизации в развитии мировой культуры. Наряду с теологией его произведения вбирали в себя всё больше элементов скульптуры, оккультных практик и мистики. За свои художественные заслуги в 1990 году мастер был удостоен премии Вольфа.

С 1990-го по 2001 год Кифер путешествовал по Японии, Индии и Мексике, а в 1992 году он переехал в коммуну Баржак во Франции, где открыл новую студию в брошенной фабрике по производству шёлка.

В это время Ансельм создаёт множество скульптур, а основной темой его творчества становится космос. В 1999 году Кифер был удостоен новой высокой награды — Императорской премии Японии за прижизненные достижения.

В 2002 году для складов Pirelli художник создал серию скульптур, составленных из кубов с дверными проёмами, под названием «Башни». Они действительно очень похожи на эти архитектурные сооружения и чем-то напоминают знаменитую падающую Пизанскую башню, поскольку находятся немного под наклоном.

 

 

Помимо этого, он создал ряд работ, которые виртуозно сочетают в себе живопись, скульптуру и инсталляцию. Это своеобразный диалог между современностью и разрушительным прошлым.

В работе «Без названия (Книга созвездий)» (2004) Кифер делает отсылку к теориям математика и космолога XVI века Роберта Фладда, картам звёздного неба и произведениям знаменитого немецкого поэта Пауля Целана. На железных листах автор отмечает созвездия галактики.

Каждая звезда представляет собой жертву холокоста. Теорию Фладда о том, что каждая звезда связана с живым существом на планете, он применяет к судьбе Целана, который был евреем и потерял во время войны всю семью, а на одежде носил жёлтую звезду, отличительный знак своей многострадальной нации.

В 2006 году впервые прошла выставка Кифера «Велимир Хлебников» в Баржаке. Эту экспозицию признали огромной инсталляцией. В специальном помещении из гофрированной стали висят на двух стенах 30 больших картин (2×3 метра). Инсталляция стала отсылкой к теориям русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова.

Их суть в том, что морские сражения влияют на ход мировой истории раз в 317 лет. Картины Ансельма иллюстрируют это предположение - на них изображены корабли, которые будто недавно покинули поле боя. Их корпуса сильно деформированы, а основная цветовая гамма полотен - грязно-рыжий цвет «изъеденного» временем металла, чёрный, белый и серый. Кроме того на картины нанесена грязь, глина и штукатурка, а также надписи на немецком языке.

 

В 2007 году триптих Ансельма вошёл в постоянную экспозицию Лувра. Он состоит из картины «Атанора» и двух скульптур — «Даная» и Hortus Conclusus.

В 2008 году Кифер переехал в Париж. Он перевёз свою студию в пригород столицы Франции и разместил её в здании бывшего универмага La Samaritaine. И в этом же году художник был удостоен очередной награды — Премии мира немецких книготорговцев (Der Friedenspreis des Deutschen Buchhandels).

 

С 30 мая по 3 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге в Николаевском зале Зимнего дворца проходит выставка «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову», которая была организована Государственным Эрмитажем совместно с галереей Тадеуса Ропака. Эта экспозиция посвящена великому русскому поэту.

На сегодняшний день известно, что Ансельм Кифер живет со своей семьёй в районе Марэ в Париже. И, кто знает, может быть скоро порадует любителей искусства своими новыми творениями.