Без долгих вступлений и расшаркиваний, знакомьтесь: Evgeny Bam, художник, в чьём творчестве прижились приёмы символизма, примитивизма и орнамента под влиянием философии Востока.

Псевдоним Евгения произошёл от его школьного прозвища Бамбук. «Бук» отвалился, и остался яркий и запоминающийся «Бам», напоминающий экспрессивно окрашенное междометие. Иностранцам намного проще произносить этот псевдоним, чем настоящее имя Евгения, так что новое имя мгновенно прижилось.

 

Совсем скоро Бам представит свои работы на фестивале Simiram. Корреспондент Artifex Анна Марченко встретилась с художником, чтобы узнать всё о его творческом пути, философии и планах.

 
Artifex: Как и почему вы начали рисовать?

Еще с детского сада меня окружали творческие люди. В 19 лет я взял в руки папин «Зенит» и стал ездить по заброшкам, экспериментировал со вспышками и моделями. В конце концов мне это наскучило, и я начал рисовать по вечерам, слушая разнообразные лекции, и в итоге перешел к почти отшельническому образу жизни. Порой до утра сидел, работая с черной тушью.

Artifex: А когда это стало вашим основным занятием?

Шесть лет назад я впервые попал на Бали. Сначала пытался зарабатывать на жизнь разными нетворческими способами, но в итоге пришёл к выводу, что живопись — это мой путь. Я начал рисовать на стенах, и вот уже через месяц у меня появился первый заказ на оформление бара, за которым последовала лавина других. Мне крупно повезло, потому что в то время на Бали мало кто ещё занимался подобным искусством.

Artifex: Как бы вы сами охарактеризовали свой стиль?

Не скажу, как он правильно называется с точки зрения учебников. Одно время я именовал его наивным искусством, но потом узнал, что такое направление уже было в XIX веке, и, действительно, общие черты с моим творчеством в нём были. Имеется и родство с примитивизмом — я не использую сложные и замороченные формы, фактуры, тона и градиенты. Сейчас больше всего нравится ассоциировать свое искусство с символизмом, потому что я всегда наделяю смыслом элементы орнаментов. Например, треугольник с вершиной внизу — женское начало, квадрат — это устойчивость, а закрытые глаза — спокойствие.

Artifex: Вы часто наделяете человеческими чертами лица животных, а иногда и неодушевленные предметы, например, солнце. Почему?

Это вновь символизм и сочетание древних и современных учений. Мы все наделены характерами: не только люди, но и растения, и животные. А солнце — это же один из главных символов в нашей жизни и всей Земли в целом. У него точно есть лицо, мы просто не видим, потому что оно слишком ярко светит.

Artifex: Как вы выбираете цвета для своих картин?

Мне нравится считать, что цвет — это позитив и добро. Чем ярче картина, тем счастливее я. Цвет помогает передать больше радости. Но нельзя забывать про гармонию: много сахара тоже очень вредно. Поэтому черно-белые работы — это всегда акцент на самой идее картины.

 

Artifex: Герои ваших картин – какие они? Какие чувства и эмоции вы в них вкладываете?

Они настоящие, справедливые и бескорыстные. Мне редко удаётся целенаправленно передать эмоции моим героям, они всегда становятся отражениями меня самого в момент написания картины.

Artifex: Откуда вы берете сюжеты для своих работ?

В основном всё рождается в моем сознании: сюжеты выбираются из лабиринта мыслей или приходят мгновенной вспышкой. Чаще всего это происходит во время медитации или в момент оживленной беседы с друзьями. Я уверен, что наша фантазия — это огромный фильтр. Она получает увиденное, смешивает с услышанным, прогоняет через мембраны настроения, добавляет технику и 13 ложек импровизации. Немного ретуши и, вуаля, — готовый продукт!

Artifex: Расскажите, пожалуйста, про свою самую любимую работу.

Моя самая любимая работа, а, точнее, проект, называется «Вишуф». Изначально я рисовал Уфу, это моя собака, её имя происходит от UFO (пер. «НЛО»), потому что когда она была маленькой, ее голова была огромна, как у маленьких зеленых человечков. Затем в её визуальном образе на картине начало проявляться нечто кошачье. Потом она стала медитировать и кататься на серфе. А в какой-то момент родился Вишуф. Это бог с телом человека и головой собаки. Первая часть имени взята у верховного бога индуизма Вишну, а окончание «уф» принадлежит моей собаке. У него даже есть небольшая история. Вишуф — одноклассник Ганеши. Они сдружились, потому что не так-то много богов с головами животных. Вишуф служит своему лучшему другу верховному богу Шиве. Он постоянно ждет, следует, любит и принимает его в своем сердце. И главное: он в пиджаке, так как стал первым из существ, кто пришел к просветлению путем офисного менеджера! Этот образ встречается во многих моих работах.

 

Artifex: Чем вы увлекаетесь, помимо живописи? Какую музыку любите? Какие книги и фильмы вам нравятся?

Увлекаюсь разными видами «самокопания»: психологией, самопознанием, контролем эмоций и программированием себя на успех.

Мой любимый вид спорта — серфинг. Хотя я воспринимаю его скорее как философию, беседу с океаном, медитацию и единение с природой.

Ещё одна составляющая меня — это йога. Первый раз я занялся ею шесть лет назад, но только в этом году она стала постоянной частью начала дня.

Люблю абсолютно разную музыку. Например, сегодня в моих наушниках играли Too many zooz, классическая музыка, Stevie Wonder и Jamiroquai.

В книгах тоже тяжело выбрать одно любимое направление. В последнее время обращался к произведениям Толстого, Некрасова и Джона Фаулза.

А вот фильмы я не смотрю, потому что считаю это пустой тратой времени.

Artifex: Что ждёт вас, скажем, через пять лет?

Через пять лет я буду в 100 раз больше улыбаться, а с момента решения полететь в Париж до посадки в самолет будет проходить около трёх часов. Ах да, и я буду основательно счастлив.

Artifex: Что заставляет вас улыбаться, когда грустно?

Когда грустно, улыбаться и не надо. Нужно принять это настроение, сидеть суровым и нахохлившимся снобом, смотреть вдаль, думать о прожитых годах жизни и быть важным, как Черчилль, а потом упасть на пол в неутолимом смехе от этого театра одного актёра.