Александр Мурашко (1875 − 1919) вошел в историю украинской и российской живописи не только как племянник известного художника Николая Ивановича Мурашко, но и как выдающаяся самостоятельная личность - художник-передвижник, педагог, ректор Украинской академии художеств. Его работы высоко ценятся потомками и хранятся в главных украинских музеях.

 

С автопортрета 1918-го года на нас смотрит красивый, спокойный и уверенный в себе человек. Глаза вот только немного грустные, задумчивые, мудрые. Глядя на эту картину, хочется узнать, что за судьба была у этого человека, почему он стал живописцем, как вошел в историю искусства? Давайте разберемся в этом вместе.

 

 

К сожалению, появления на свет маленького Саши Крачковского не слишком ждали. Он был внебрачным ребенком дочери священника. Можно представить, сколько нравоучительных моралей выслушала бедная женщина, нося сына! Что касается отца Александра, то есть несколько противоречивых версий. Но стоит сказать лишь то, что когда юному художнику исполнилось 16, его мать вышла замуж и дала мальчику фамилию Мурашко.

Отчим Александра Мурашко (тоже Александр) был иконописцем и имел собственную мастерскую. Мальчик охотно проводил в ней время и пробовал писать свои картины, также он посещал духовное училище. Дядя мальчика, известный художник Николай Мурашко, рассказал им о большой реставрации Владимирского собора в Киеве, в которой участвовали Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Михаил Врубель, и семья переехала из Чернигова в Киев. Когда Саша Мурашко увидел мастерскую и школу рисования своего дяди, он был в восторге. Всё это казалось ему «недосягаемым раем». Также в жизни Саши Мурашко была ещё одна мастерская (словно из рога изобилия, правда?) – иконописца Науменко, в которую его и отдали учиться, забрав из гимназии.

Владимирский собор и мастера, расписывающие его, сыграли главную роль в становлении художника Мурашко. Великие художники частенько видели стеснительного юношу, пробегавшего мимо, и однажды сам Васнецов обратил на него внимание. Именно он рекомендовал поступать в Санкт-Петербургскую Академию. Семья будущего известного художника занималась традиционной иконописью, поэтому отчим не поддержал эту идею, подросток ушел из дома и сильно заболел. Виктор Васнецов и Адриан Прахов вступились за юношу, и в итоге тот добился своего - стал студентом столичной Академии, затем вольнослушателем мастерской Репина. А позднее на целых три года Александр Мурашко уехал в Европу обучаться живописи у именитых мастеров. Именно в Европе художник и «заразился» импрессионизмом.

Вы только подумайте, сколько великих мастеров приложили руку к тому, чтобы из Мурашко вышел толк! Сколько бесценных знаний они вложили в голову начинающего художника! С самого детства и до профессиональной зрелости Александру просто невероятно улыбалась сама Удача.

 

 

Самой знаменитой картиной художника принято считать работу «Карусель, 1905». В интернете есть только эскиз к ней, он же находится в киевском Национальном художественном музее. Это полотно действительно очень значимое, потому что за него Александр Мурашко получил золотую медаль на выставке в Мюнхене, её же купили для Королевской галереи Будапешта. Благодаря этому произведению о Мурашко заговорили на Западе, репродукции работы печатались в известных журналах. Затем художник выставлялся в Венеции, и многие зарубежные критики с большим воодушевлением встретили его полотна. После такого успеха за границей имя Александра Мурашко загремело на всю Украину.

Широкой публике известны несколько произведений Мурашко, например «Девушка в красной шляпе». 1902–03».

 

 

Картина хранится сейчас в Национальном художественном музее Украины в Киеве. На картине изображена красивая, но грустная брюнетка в шикарной красной шляпе. Эта работа была написана во время пребывания в Париже.

Другая картина из успешного парижского цикла - «Возле кафе, 1903».

 

 

На ней так же изображены красивые дамы в шляпах и изысканных туалетах. Это полотно перекликается с работами признанных французских мастеров-импрессионистов - та же цветовая гамма, сюжет, легкие мазки кисти.

Определенно стоит рассмотреть работу «На корме, 1906», в которой импрессионизм воплотился во всем своем торжестве! Размытые черты героя, много света и яркого цвета, схематичное изображение воды и… снова шляпа, как и на предыдущих картинах!

 

 

Хочется закончить рассказ об удивительном художнике именно на этой светлой ноте, и не говорить о том, как его жестоко убили в 1919-м году. До того еще было время, писался светлый и солнечный парижский цикл, все было хорошо и радостно…